|
Site Admin |
|
Зарегистрирован: 14-11, 05:47 Сообщения: 1961
|
Цитата: Библиотека <<< НАЗАД
Ход Медведя (продолжение) Часть 2. Русский бой Глава 1. Начнём с "ломания" Прежде чем перейти непосредственно к "ломанию", мне бы хотелось обратить ваше внимание на некоторые моменты.
Всё начинается с пластики. Если говорить о боевых искусствах, то под пластикой следует понимать манеру движения. Конечно же, пластика у каждого человека своя. Индивидуальная. Но есть и, так сказать, общестилевая пластика, присущая целому направлению боевых искусств. Например, пластику бокса сложно спутать с пластикой каратэ, а пластику кунг-фу не спутаешь с пластикой сумо, пластику айкидо с пластикой тайцзи-цуань... Также и русбою присуща своя пластика, своя манера движения. Попробую применить сравнительную характеристику. Для восточной пластики характерно перетекание из одной формы в другую. То есть, непрерывное движение форм. Если говорить проще, то это выглядит как резкая или плавная смена одной стойки на другую. Далее, вся боевая техника либо исходит из этих форм, либо создёт их. Западноевропейская боевая пластика иного свойства. Здесь всё решает позиция. То есть, некое исходное положение тела, которое берётся за основу, а далее вся работа зиждется на этой позиции. Например, классическая позиция бокса диктует и манеру движения. Всё вокруг стойки вращается и к ней же возвращается. Наиболее ярким примером традиционной европейской боевой пластики является фехтование на рапирах.
Что касается пластической особенности русбоя, то это движение в чистом виде. Постоянное и непрерывное. Управление этим движением основано на чувстве "рычагов" движения (позвоночник, конечности, суставы...) и на особой ритмической организации движения. Никакой основной позиции не требуется, никакого перетекания из одной формы в другую. Этой формой и является само движение. Почти все мастера русбоя сходятся на том, что лучшей пластической подготовкой бойца является танец (речь идёт не о том стилизованном современном варианте, а о фольклорном). В принципе оно так и есть, но при одной оговорке: бой - это всё таки бой, а не танец. Танец хорош тем, что позволяет прочувствовать движение, развить творческий потенциал, настроить на импровизационный лад, развить пластический объём, помогает понять суть традиционной пластики. Вообще, пластическая подготовка бойца рассматривается несколько шире чем просто манера движения. Это и работа с различным оружием, и подвижные игры, и поединки, и акробатика, и "ломание"...
Основой пластики русбоя является позвоночник. Позвоночник - это корень движения, его основная ось. Начнём с трёх типов движения позвоночника: колебание (принято называть "волной"), скручивание (повороты) и сжимание-разжимание (пружина). Освоение этих типов движения удобнее всего начинать с центральной точки позвоночника, которая находится на уровне солнечного сплетения. Попробуйте покачать эту точку вперёд-назад, вправо-влево, повращать и т.д. Важно почувствовать позвоночник, понять, что он есть и работает. Совершенно необязательно вставать на "мостик" или ещё как-то над собой изгаляться. У позвоночника так же есть шейный и поясничный отделы, которые тоже требуют внимания. Оживите свой позвоночник, заставьте его двигаться. Движение на первых порах не обязательно должно быть слишком объёмным, не обязательно должно быть резким. Скорее плавно-тягучим, как будто вы потягиваетесь. Главное, чтобы вы этот небольшой объём движения прочувствовали, полюбили. Живой, подвижный, отзывчивый позвоночник не только основа пластики, но и основа быстрой реакции бойца, основа его устойчивости, силы и скорости, вёрткости и т.д. Постарайтесь для начала двигать только позвоночником, а конечности и лишние мышцы, по возможности, не задействовать.
Вот вы качнули центральную точку вперёд, она дошла до какого-то предела. Замрите на секунду и потянитесь чуть дальше этого предела, но без насилия, плавно, чтобы мышцы не сводило. Потом также качните в обратную сторону. Далее можно и ускоряться, по желанию, и импровизировать. Главное, чтобы движение приносило вам удовольствие.
Изучая работу собственного позвоночника, мы замечаем, что в действие приводятся прикреплённые к нему "рычаги" и "шарниры". Давайте посмотрим какие же есть у нас "рычаги"? Вот рычаг от шеи до макушки, рычаг от основания черепа до подбородка, рычаг от шеи до плечевого сустава (ключица), рычаг от плечегого сустава до локтя (плечо), от локтя до запястья (предплечье), от запястья до кончиков пальцев (кисть), сами пальцы и их фаланги тоже рычаги, позвоночник, от тазобедренного сустава до колена (бедро), от колена до стопы (голень), плечевой пояс тоже рычаг, таз тоже рычаг, стопа - рычаг и т.д. Соединены "рычаги" "шарнирами", то есть суставами. Движения в суставах и определяют типы движения "рычагов". Их три. Колебание (маятниковое движение); вращение (круги и восьмёрки); поступательное (когда один "рычаг" задаёт движение другому "рычагу" (например, вращением) через "шарнир"). Теперь возьмите любой "рычаг" и опробуйте его в движении, посмотрите как движутся два "рычага" соединённые одним "шарниром" и т.д. Интересно, что не только позвоночник может "заводить" конечности, но и конечности могут "заводить" позвоночник. Получается этакий взаимообмен движением. Например, качнули мы центральную точку позвоночника вперёд, позвоночник упёрся в плечевой пояс и подтолкнул его, а плечевой пояс подкинул локти, локти качнули предплечья и т.д., а предплечья, на возврате, через все "шарниры" качнули позвоночник в обратном направлении. Действия позвоночника и "рычагов" сложились. В результате получился короткий рубящий удар сверху-вниз с предварительным выходом на замах. Но этот выход на замах вполне спокойно может быть и ударом. Под дых, например. Вот получается комбинация на одном движении позвоночника. Бьём под дых туда, а на возврате рубим сверху той же рукой. Или одной рукой, скажем левой, бьём под дых, а правой на возврате рубим.
Не пытайтесь схватить всё разом, "разбирайте", то есть изучайте себя по частям. Не спешите. Не бойтесь "разбить" движение, не бойтесь, что на первых порах будете чувствовать себя раскоординированно. У вас есть общий знаменатель, ось движения - позвоночник. Он постепенно расставит всё по своим местам. Начните с того "рычага", который вам наиболее послушен. Он-то и потянет своим положительным примером за собой все остальные.
Теперь, когда мы немного с собой познакомились, можно перейти непосредственно к "ломанию". "Ломание" - это пляс. Но не простой пляс, а боевой. Вернее, он может быть не только боевым, но здесь мы рассмотрим "ломание" именно с прикладной точки зрения. "Ломание" - это, своего рода, разминка, подготовка психики и тела к действию. С другой стороны "ломание" можно дополнить такими определениями как выламываться, выкоблучиваться, колобродить, яриться и т.п. "Ломаться" можно по разному: не торопясь, с оттяжкой, аккумулируя свою энергию внутри, до поры до времени; или с выплеском, с вывертом, захватывая максимально возможное пространство вокруг себя. Как правило, эти два способа слиты в одном "ломании" и чередуются. Собрал, накопил, подошла некая крайняя точка, и выдал, выплеснул как смог. Потом опять, то что выплеснул, собрал. По ниточке, по паутинке. И с ещё большей силой выдал. И так до тех пор, пока мир с тобой единым дыханием не сошёлся. Пока не наступит состояние отрешённости, рассредоточенности. У опытного бойца это состояние возникает практически сразу, как только поступает сигнал об опасности, или боец может вызвать состояние транса произвольно, по желанию. Но об этом позже, а сейчас вернёмся к "ломанию".
Особенность "ломания" заключается в ритмической организации движения. Существует даже такой специальный ритмический наигрышь, который так и называется: "под драку". Можно "ломаться" и под собственный ритм.
Не зря "ломание" ещё и "топотухой" называют. Так как притопы, топания одни из основных элементов "ломания". Какого-то определённого рисунка, как у ката в каратэ, у "ломания" нет. Всё зависит от бойца, от того как он сам себя поведёт, какой ход изберёт. "Ломание" - это пластическая импровизация. Понимание пластической сути "ломания", способность к импровизации приходят не сразу. К кому-то раньше, к кому-то позже. Как правило, два-три месяца проходит, прежде чем человек почувствует, что это такое. А у некоторых и сразу идёт.
Очень важно понять ритмическую структуру "ломания": чередование накопления и выплесков. Тогда, как говорится, дело пойдёт. Притопы условно можно разделить на две категории: акцентированные и неакцентированные. Акцентированные - это выплеск, неакцентированные - накопление. Ритмическое чередование их может быть сколь угодно разнообразным. Один из вариантов мы сейчас и рассмотрим.
Возьмём за основу вальсовый ритм: раз-два-три, раз-два-три... Очень подходит песня "Разлука, ты, разлука...". Напомню, что мы разбираем только лишь вариант. Ритмические рисунки, а также мелодии к ним, могут быть самые различные, в зависимости от индивидуальности. Классической мелодией, или ритмом для "ломания" является, например, "комаринский", или белорусская "лявониха", или украинский "гопак", или частушки "под драку". Просто "разлуку..." произвести на память легче.
Итак. Мы берём только ритм: раз-два-три. Вальс мы танцевать вовсе не собираемся, мы собираемся именно "ломаться". Пока работают только ноги. Всё остальное подключится потом. Сразу начнём с выплеска, несильно, но твёрдо, всей стопой, пускай правой ноги (кто хочет, с левой) заявляем о себе акцентированным притопом: РАЗ. Далее следуют: два-три, притопы неакцентированные. Мы как бы переминаемся с ноги на ногу, мягко притопываем. Получается: РАЗ-два-три. Когда мы эту фазу прошли до конца, то, зависает, становится готовой к акцентированному притопу левая нога (для тех, кто начал с левой - правая). Вот она сейчас и бьёт в пол с акцентом: РАЗ. А далее по той же схеме. Получается простой ритмический рисунок, акцентированный на РАЗ: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три, РАЗ-два-три... и т.д. Попробуйте закрепить его, поуправлять им. Постепенно наращивая силу акцентированного удара, затем постепенно ослабляя. Двигаясь вперёд, назад, в сторону, по кругу, одним плечём вперёд, потом другим. Притопывая всей стопой в пол, с оттягом, на каблук, на носок, с разворота. Во время притопа не обязательно задирать ногу, притоп может быть очень коротким, почти без подъёма, но очень сильным. Одновременно вы тренеруете и различные способы передвижения и закладываете основу для затаптывающих ударов ногами. Ещё важно почувствовать, что в таком чередовании (в ритме "ломания") заложена возможность очень долгого пребывания в состоянии безостановочного движения.
Я уже говорил о том, что ритмический рисунок может быть совершенно разным. Акцентированных притопов может быть сразу целых четыре, а неакцентированных только два: РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть, РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть... Чувствуете, как сразу подскакивает градус? Или разница между накоплением и выплеском может быть совершенно незаметна внешне. Можно акцентировать и ударом в пол двух ног разом. Можно в одно "ломание" включить сразу несколько ритмических рисунков, тем самым создавая ломаный, рваный ритм.
Притопами дело не заканчивается. Пока мы занимались притопами, руки наши висели вдоль тела, расслабленные. Но теперь и им пора делом заняться. У рук есть движения, аналогичные притопам - прихлопы или "хлопушки". Это хлопки в ладони, похлопывание себя по конечностям и корпусу, а также "хлопушки" по земле и окружающим предметам. "Ломаясь", боец не только занят собой, но и включает максимально возможное пространство в своё поле деятельности. Итогом такого "включения" становится бой с противником или с группой противников.
Для начала стоит попробовать "хлопушки" отдельно от притопов. Бьются "хлопушки" в разнобой и россыпью. В разнобой, это когда боец, опять же соблюдая некий ритм, прохлопывает себя произвольно по разным частям тела. А россыпью, это когда боец также прохлопывает, только через хлопок в ладони. Чтобы понять, как работают в "ломании" "хлопушки", нужно для начала попытаться их чередовать с притопами, и чрезмерно прихлопами не увлекаться, чтобы себя не запутать. Можно начать с простых "аплодисментов". Ноги: РАЗ-два-три, руки "аплодируют": РАЗ-два-три, или руки хлопают поочерёдно: ГРУДЬ-живот-ПЯТКА. А уж как ухватили принцип, то фантазируйте наздоровье.
Может показаться, что мы здесь танцами какими-то занимаемся, а не дракой. У "Глава 2. Что такое атака Во время "ломания" боец, помимо того, что достигает состояния боевой готовности, ещё и осваивает максимально возможное пространство вокруг себя. Как бы "разминает" его своими раскрытиями-закрытиями-скручиваниями (сжиманиями-расжиманиями). Но в данном случае, "осваивает", не синоним слова "приспосабливается". В данном случае, боец, "ломаясь", захватывает пространство. То есть, создаёт себе некое поле жизнедеятельности, поле собственнодействия... а следовательно - атакует.
Мне приходилось сталкиваться с таким вот мнением: атака - это агрессия, а агрессия - это концентрация, а концентрация - это сужение сознания до пределов цели, закрепощение, упортолько на физическую силу, злость и т.д. и т.п. Вобщем, получается целый набор негативных характеристик.
Попробуем в данном вопросе разобраться по порядку. Возьмём, к примеру, восточные боевые системы, а концентрация, как принято считать, изобретение восточное. Мне думается, что на востоке концентрация имеет свой определённый смысл. Смысл этот заключается в сосредоточении. В сосредоточении на действии, на выполнении задачи. А через сосредоточение прийти к отрешению от лишних эмоций, навязчивых мыслей, житейских проблем. То есть, достигнуть рассредоточения, как ни странно. Попробуйте долго смотреть в одну точку. Сознание и зрение начинают постепенно расфокусировываться. Ну, и потом, ведь и "внутренние" восточные системы типа тайцзы или айкидо также в своих психотехниках используют концентрацию, хотя и защитные.
Больше всего понятие о концентрации соответсвует спортивным единоборствам: ограниченность пространства, ограниченность правилами, ограниченность во времени, ограниченность в выборе средств, один противник, постоянство условий...
Концентрация - это также сжатие. Если мы рассмотрим работу мышцы в динамике, то убедимся, что в динамике мышца сжимается и расжимается. Другой вопрос, как мы выстраиваем эту работу, в каком режиме. Если в экономичном, то обеспечиваем себе более долгую способность действовать, если надеемся только на силу и выносливость, то укорачиваем время полезной деятельности. Получается, что рассматривать концентрацию, как нечто сугубо отрицательное, не совсем правильно. Концентрация, то есть сосредоточение - одна из составляющих действия.
Теперь давайте посмотрим на агрессию с другой стороны. Вспомним принцип активного противостояния. Если вы активно отстаиваете свою точку зрения, можно ли это назвать агрессией? Если вы подлецу говорите, что он подлец, можно ли это назвать агрессией? Если вы, отстаивая своё достоинство или достоинство своих близких, даёте подонку по зубам, можно ли это назвать агрессией? Если вы, защищая Родину, первыми наносите удар врагу, можно ли это назвать агрессией? Агрессией, в том самом негативном смысле? Наверное, в негативном, нельзя. Более того, агрессия нам крайне необходима в этих случаях, как активное выражение своих намерений расправиться с противником или с целой группой противников. Получается, что агрессия может иметь и положительные стороны.
Дружит ли агрессия и концентрация? Спорный вопрос. Агрессия в крайнем своём проявлении связана с активным действием, а концентрация с остановкой, торможением. Активное действие требует большей свободы движения, а следовательно отторгает концентрацию. Агрессия - это бушующий огонь, концентрация - это состояние камня. Как мы выяснили, концентрация лишь элемент действия. А агрессия - это характер боевого действия, его суть. Значит агрессия стоит над концентрацией, поэтому независима от неё.
Простейшим примером агрессивных действий без концентрации может служить серия расслабленных "пощёчин" (удар в кулачном бою), которая одновременно и "задавливает" встречные действия противника, и поражает его. Как действует классический хулиган? Вроде бы расхлябан, расслаблен, но ведь весьма агрессивен. Его расслабленность активна, он весь "на шарнирах". Или Иван-царевич в общении с Бабой-Ягой. Вроде положительный герой, не злой, но c Ягой ведёт себя соответсвенно её статусу. Агрессия для него - необходимость, а не отрицательное свойство натуры. В нашем контексте агрессивный, значит напористый, настойчивый, решительный, активный, не дающий опомниться, инициативный, атакующий, яростный.
Активные действия вроде бы связаны с большой тратой физических сил. Как совместить принцип экономичности с этой самой активностью?
В каком положении человек лучше отдыхает? Лёжа. Следовательно, чем больше площадь опоры, чем на большую площадь тела эта опора распространяется, тем удобнее. Значит дело в опоре. Мы двигаемся, значит опору нам нужно искать в движении. Так? Значит, двигаться надо так, чтобы движение само себе являлось опорой. Движение должно не выплёскивать силу, а накапливать её. Что-то вроде центрифуги. Значит, вращаемся, закручиваемся, скручиваемся. У вращения есть ось, она же центр приложения сил и масс. Эта ось - позвоночник. Значит, всё закручиваем, "прижимаем" к позвоночнику. Либо к себе (к груди, животу), либо от себя (за спину). А ещё маятник. А ещё "насос": сжались-расжались, закрылись-раскрылись, расправились-сократились. Вот когда вы "ломаетесь", то и попробуйте поэксперементировать. Всё поймёте.
Вернёмся к атаке. Для того, чтобы понять, что атака изначально заложена в русской кулачной традиции, надо внимательно присмотреться к видам боя, бытовавшим некогда на Руси.
Вот возьмём самый известный вид боя - стеношный или стенка на стенку. По правилам боя каждая стенка должна оттеснить "вражескую" за условленную границу, находящуюся за спиной у каждой стенки. Обе стороны атакуют, иначе не выполнить задачи. Это как перетягивание каната наоборот. Получается атака.
Сцепной бой или сцеплялка-свалка. Здесь каждый сам за себя. То есть, если бойцов тридцать, то у каждого бойца двадцать девять противников. Чем больше боец уложит противников, тем больше у него шансов устоять самому. Значит, надо опережать, бить противников первым, чтобы не быть побитым. Опять атака.
Круговой бой. Ты один в кругу, тебя бьют со всех сторон. Что лучше: создавать рисунок боя самому, чтобы противники зависили от тебя, или идти у противников на поводу, впадать в зависимость? Лучше, наверное, первое? Опять получается атака.
Бой "сам на сам" или один на один. Здесь рисунок боя может быть, конечно, разным. Ну, хорошо. Вы решили работать от защиты. Вот противник кинулся на вас, вы увернулись и ... надо его теперь бить или хватать и бросать на землю, не будете же вы вечно бегать. То есть, вы атакуете после его атаки. Контратака? Контр, но атака. Или вы используете инерцию его движения. Вот вы его поймали, почуяли куда он движется, а дальше начинается управление. То есть, используя его движение вы задаёте нужное вам направление, причём приближаете его поражение. Значит, оказываете на противника давление, диктуете ему свою волю, а, значит, атакуете.
Если вы готовы атаковать, вы готовы к бою.
Лучшая защита - это нападение. Почему? Совсем не потому, что вы упреждаете действия противника, хотя это тоже важно. Атака хороша тем, что срывает предварительные планы противника на ваш счёт. То есть, противник задумал одно, а вы предлагаете ему свой вариант решения задачи, что заставляет его перестраиваться, заново приспосабливаться к вновь возникшим обстоятельствам. Ведь, как правило, атака неожиданна.
Сам факт ответной атаки часто является для противника шоком, потому что, как правило, противник планирует только своё нападение. Вашу ответную реакцию противник, как правило, предполагает как защитную. А вы готовы к тому, что вашу атаку будут перебивать, атаковать, одним словом?
Атака - это совсем не значит безумный напор, с жуткой мельтешнёй руками и ногами. Атака - это целый комлекс мер, куда входят и методы психологического давления, и способы провоцирования противника с целью раскрытия его намерений, и способы постоянного преследования противника, способы сокрытия собственных намерений (скрытая атака), умение работать с реакцией противника на вашу атаку и т.д. и т.п.
Атака хороша ещё и тем, что вы постоянно опережаете противника на один-два хода вперёд. То есть, за первым своим действием вы уже предполагаете или предпринимаете следующее, когда противник ещё только разбирается с первым. Тем более, противник находится в зависимом положении, потому что предугадать ваше следующее действие он не в состоянии, так как оно опять же зависит от вас.
Как может выглядеть атака на атаку? Примерно следующим образом: он вам слово - вы ему десять, он вам слово, а вы ему веское слово, он вам аргумент - вы ему неопровержимый факт. Он вам ненависть, а вы - вселенский гнев... или холодную всепоглащающую ярость... или такую ответную радость и задор, чтобы его ненависть не нашла себе применения. Он вам злость, а вы ему любопытство. Он вам свой страх перед неизвестностью, а вы - готовность к любой неожиданности и абсолютное бесстрашие. Он вам логику и определённость, а вы - хаос, спонтанность и непредсказуемость. Он вам хаос, а вы его хаос доводите до абсурда. Он вам заинтересованность в своей победе, а вы - полное равнодушие к его заинтересованности. Он - суетливость и спешку, вы - спокойствие и собранность... Продолжать можно долго.
Добавлю, что смысловая нагрузка атаки заключается не столько в тактико-технических способах противодействия противнику, сколько в решимости идти в бою до конца.
Есть такое общее мнение в мире русских боевых искусств, что, например, восточные БИ не подходят славянину не только этнопсихологически, но и этнофизиологически. То есть, тот способ движения, который максимально соответствует антропологическому типу восточного человека, не совсем пригоден для славянина. Если рассматривать несколько шире, то можно сказать и так: азиат и европеец носят в себе свои собственные, отличные друг от друга, природные особенности, связанные с местными условиями жизни, и потому различны на физиологическом уровне. "Что русскому хорошо, немцу - смерть"... Но ведь можно сказать и наоборот, и также окажется верно. Смею утверждать следующее: для славянина атака наиболее физиологична, нежели работа основанная на оборонительной концепции, по типу айкидо. То есть, для росса атака - природой заложенный, естественный и максимально соответсвующий психологии и физиологии способ ведения поединка.
У каждого явления существует свой антипод, противоположность. Их противоборство или взаимодействие создаёт движение. Важно только выбрать направление... Скажем, в сторону деградации, или от неё.
Антипод атаки - защита. О ней мы сейчас и поговорим.
Глава 3. Что такое защита Если есть атака, значит, есть и защита от неё. Логично? Логично. Что же такое защита с точки зрения русского рукопашного боя?
Рукопашный бой - наука сугубо практическая. И все "теоретические" выкладки здесь только опыт, запечетлённый на бумаге. Теоретик в рукопашном бою - труп. Звучит, может быть, не очень красиво, но против правды не попрёшь. Любое дело, в котором вы хотите хоть чего-нибудь достигнуть, требует определённых затрат времени, ума, души, сил. Требует самоотдачи. Не так ли?
Начнём издалека... Проезжая часть, проще, дорога является зоной повышенной опасности. Автомобиль, движущийся на большой скорости представляет из себя серьёзную угрозу для жизни беспечного пешехода. Банальщина вроде бы, оскомину набившая, но...
В древности человек отправляясь в лес очень хорошо представлял себе также и угрозу от него исходящую, хотя бы в виде диких зверей, и, думаю, готовил себя соответствующим образом. А часто ли человек, переходящий проезжую часть, представляет себе реальную опасность движущегося навстречу "зверя" железного? Чаще всего, после того, как столкновение с этим "зверем" произошло. А до того: "Не трамвай, объедет". То, о чём я говорю, касается не только проезжей части. Создаётся впечатление, что у современного человека инстинкт самосохранения притуплен до предела и срабатывает только в самом крайнем случае, когда уже бывает поздно.
Инстинкт самосохранения, заложенный в человека самой природой, вот точка отсчёта практики выживания, в том числе, и в бою.
Из чего состоит инстинкт самосохранения? Прежде всего из защитных рефлексов: безусловного и условного. Непроизвольно сокращающаяся мышца от нечаянного укола острой иглой, отдёрнутая рука от горячей плиты, вздрагивание от резкого звука и т.д. - всё это рефлекс безусловный. Условный рефлекс вырабатывается нашим личным опытом. Если несколько раз периодически нечаянно прислоняться к горячей плите, то в какой-то момент, отдёргиваешь руку, уже не успев к плите прикоснуться. А есть ещё наше сознание, которое учитывает наш негативный опыт и помогает нам вести себя так, чтобы изначально обезопасить нас от горячей плиты, то есть, устроить процесс таким образом, чтобы и обед состряпать, и не обжечься. Есть ещё знания о негативных свойствах предмета и учитывание этих свойств. Например, мы знаем, что нож может разрезать нашу кожу. Значит, орудуем ножём так, чтобы не порезаться. И так далее, и тому подобное.
Инстинкт самосохранения может проявляться по разному. Если драка опасна для вашего здоровья, то в крайнем случае, можно и убежать или отступить. Это если вы один... Ну, а если опасность грозит вашим близким, друзьям, Родине? Видимо, границы инстинкта самосохранения требуют расширения. То есть, всё на себе не заканчивается. Не даром есть русская и очень боевая поговорка: "Сам погибай, а товарища выручай". Есть инстинкт сохранения рода, человека, чести и достоинства, Жизни как таковой...
Жертвование собой, можно рассматривать как притупление или преодоление инстинкта самосохранения. Но мы говорили о том, что есть два пути: к деградации и наоборот. Преследуя, так сказать, "шкурный" интерес вы можете обеспечить лично свою безопасность, но... на данный момент. А что потом? Предавать всегдабезнаказанно, невозможно. Значит, если соответствовать поговорке о "сам погибай", мы должны в бою сохранять себя так, чтобы обеспечить безопасность товарища. Или, скажем, не всегда обязательно подставлять голову под кулак врага для защиты товарища... можно подставить и кирпич.
Защита в бою находится на стыке между инстинктом самосохранения и самопожертвованием. Проще говоря, для того, чтобы ударить, нужно приблизиться, а приблизившись, вы увеличиваете возможность собственного поражения. Защита в русском рукопашном бою - это не только способ избежать поражения, а, прежде всего, комплекс мер, обеспечивающих проведение атакующих действий. Кстати, преодоление инстинкта самосохранения в бою (например, "будь, что будет" или "двум смертям не бывать, а одной не миновать"), можно рассматривать как одну из его разновидностей. "Плюнув на всё", вы "говорите" противнику о том, что ваши действия начинают носить абсолютно непредсказуемый характер, что вы над обстоятельствами и любые ухищрения противника не собьют вас с намеченной цели. Это может заставить противника отступить.
Любое национальное боевое искусство самобытно. Не верно рассматривать одну боевую систему через призму другой. Вернее будет рассматривать любую боевую систему через призму реальности. То есть, насколько данная боевая система соответсвует реальной практике боя. Если мы и сравниваем русский бой с восточными аналогами, то только для того, чтобы понять разницу между ними. Защита в русской традиции также имеет свои собственные особенности, которые зиждятся на традиционной технике, психологии и на отечественном боевом опыте.
Давайте по порядку. Опять возвратимся к традиционной пластике. Вновь обратим своё внимание на "ломание". Мы начинали "ломаться" с позвоночника, начнём с него и теперь. Один из основных способов защиты в русском бою - увёртки, то есть, такой способ движения, когда удар противника пропускается мимо или не доходит до вас. Представьте, что ваш позвоночник - это тровяной стебель, покачивающийся на ветру. Вот противник бьёт вас ногой в живот. Порыв ветра и "стебель"-позвоночник, а точнее его поясничная область, "уводит" корпус в сторону или по линии развития удара, и удар либо "пролетает" мимо, либо "не долетает". Противник бьёт кулаком в голову, а "стебель"-позвоночник сгибается под порывом ветра, и удар "свистит" над вашей макушкой. Увёртываясь, боец как бы вьётся, извивается. Не спутайте со змеиным стилем у-шу. Если уж и прибегать к каким-то образным сравнениям, то движения уворачивающегося бойца больше напоминают движение водоросля, морской травы. Хотя, есть на Руси и такое выражение: "вертеться ужом". Распространяя эту аналогию на всё тело, можно сказать, что и конечности, используя "шарниры" (суставы) движуться подобно водорослям, травяному стеблю, вертящемуся ужу. Плавно и одновременно порывисто.
Помня о том, что основной манерой боя у нас является атака, применяем данный вид защиты в атакующем режиме. Как это выглядит? Наше тело состоит из "звеньев". И если одно "звено" "уходит" от противника, то другое приближается. Например, вам наносят прямой в солнечное сплетение. Вы, скручиваясь, пропускаете удар мимо. При этом, скажем, правое плечо уходит, а левое приближается. Значит, во время скручивания можно бить левой рукой с боку во вражеское ухо, или рёбра. Или вас бьют в голову. Голова удаляется, таз приближается. Можно ответить противнику ногой в живот. Увёртки могут быть самыми разнообразными, защищать любую "зону" вашего тела. Главное, чтобы при этом соблюдалась устойчивость, но на основе подвижности. Боец не стоит как истукан на месте, а всё время перемещается, как бы ищя опоры под ногами.
Вообще, надо бы поподробнее остановиться на перемещении, как виде защиты. Мы уже говорили о том, что традиционная боевая пластика - это, прежде всего, различные проявления движения. Боец и перед боем, и во время боя всё время движется. Перемещаясь или стоя на месте, неважно. Потому что движение в природе неостановимо. Биение сердца, течение крови, дыхание, движение мысли, перемещение внимания с объекта на объект, реакции нервной системы... Всё это различные виды движения.
Следующий вид защиты - упреждение. Зная, что столкновение неминуемо и сообразуясь с инстинктом самосохранения, мы наносим удар первыми. Есть также такой термин, как "обезручивание". Это удары, выводящие из строя конечности противника. Противника можно "обезручивать", а можно "обезноживать". Сюда же входит защита предварительным сдерживанием. В славяно-горицкой борьбе этот элемент носит название "мерцание". Условно говоря, в "мерцании" как бы заталкивают ладонями атаку противника внутрь него самого.
Ещё один способ защиты - перебивание атаки противника. Сбивание ударом "летящей" в вас конечности противника. Тоже относится к "обезручиванию", но уже подвижного противника, пытающегося вас бить.
Существуют также и "статичные" способы защиты. Но "статичными" их можно назвать довольно условно, потому что они связаны с высокой подвижностью корпуса, и только на мгномение "наглухо" прикрывают определённый участок вашего тела, чтобы потом тут же вырасти в ответные атакующие действия. Или вернее будет сказать, что они выглядят именно как атакующий щит. Это "запахи", от слов "запахиваться", "запахнуться". Видели как боксёр прячет голову под перчатку? Вот это и есть "запах". Чаще всего "запахом" уводят удар противника в скольжение, а не "принимают" его.
И последний способ, который на "современном" языке в системе Кадочникова называется "катанием". Вы как бы "прокатываете" удары противника, используя шарниры своих конечностей и корпуса, направляя эти удары мимо себя. Этакий "эффект колобка". "Катание" также переводится в атакующий режим, как и увёртки.
Как бы ни странно и необычно это не звучало, но бой - это акт творческий. Мы творим свою победу из себя и окружающего нас пространства. Защита в русском бою напрямую связана с принципом активного противостояния. Активного - значит, действенного, действующего. Проще говоря, мы не отбиваемся, мы сами бьём.
Глава 4. Бить по-русски Конечно же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Никакой рисунок, никакая кинограмма, никакое описание не заменят собой живой показ и собственную практику. Но, человек наделён даром воображения. Попробуем себе представить.
Как это, бить по-русски? Образ какого движения обычно может прийти в голову при этом словосочетании? Приплюнув в широко раскрытую ладонь, сжимаем покрепче кулак, и с маху, со всего плеча этим кулаком ... и-и-йэх!!!
... А теперь с другой руки: в ладонь - тьфу, кулак покрепче и со всего плеча ... и-и-йэх!!! А потом не останавливаясь, попеременно правой-левой, правой-левой (в ладонь можно не плевать), плечи ходуном, корпус ходуном, таз ходуном, ноги на месте не стоят, колени пружинят, при каждом ударе слегка притопываем. Притопываем как раз на фазе предполагаемой встречи кулака и цели. Рука "падает" по диагонали внутрь, сверху вниз. Никаких фиксаций и концентраций. Вот если работать по "мешку", то кулак фиксирует встреча с целью. Возврат удара строится по кругу. То есть, идёт рука вниз, вот через низ, по инерции, подтягиванием кулака через солнечное сплетение к плечу, удар и возвращается, снова выходя на замах. Этакое колесо. Как будто ведро из колодца вынимаем, только под углом. Как весь корпус удар выводит, так же весь корпус удар и возвращает. Но помним, что вокруг осевой позвоночника работаем. И на ударе, и на возврате на ось опираемся, поэтому и не падаем от размашки, и постороннему нас уронить нелегко. Почти расслабленно, но в тонусе.
Если кулак при этом ударе не сжимать, а бить раскрытой ладонью, то получится "оплеуха", а если локтем колесо больше крутить (как бы в пупок локтем целить), то "пощёчина". Чем больше руку расслаблять, тем шибче удар будет. Но ведь, чем больше расслаблять, тем больше у локтя возможности вывихнуться. Вот если мы удар к себе подворачиваем (и кисть, и локоть, и плечо), то локоть из сустава не "вылетит". А вот если руку от себя расслабленно "кидать", то локоть можно и повредить. А если хочется удара похлеще, то в момент контакта, подхлёстываем рукой, как будто крючком рыбёшку подсекаем. Это движение уже ближе к "щелчку" будет. Только локоть при этом не колесом ходит, а как маятник качается. Кисть в таких ударах за локтем опаздывает: сначала локоть, потом кисть. Очерёдность движения "звеньев" следующая. На замахе: таз, позвоночник, лопатка прижимается к позвоночнику, плечо, локоть, кисть. Скрутились. "Взлетели". Удар: таз (обратно идёт), позвоночник, лопатка закручивает плечо вперёд, локоть, кисть. "Влепили". "Упали". Возврат инерционный, корпус тянет руку, рука прижимается (движение не останавливается) к осевой до "взлёта". И так далее. Море волнуется. Такой способ движения принято называть "волной". В чистом виде, это ступенчатое колебание шарниров на оси. Туда-сюда. Вариант "маятника". Опять же, понятие "маятника" здесь условно, потому что речь идёт только о схожести. Но сама биомеханическая конструкция движения гораздо сложнее. Важно уловить работу противовесов: плечевого пояса и таза. И их взаимодействие с позвоночником.
Бить подобным образом можно и в обратном порядке: снизу вверх. Можно менять углы атаки, можно бить и изнутри наружу - "отмашка". Можно менять амплитуду удара. Расширять, или сужать. Широкая амплитуда больше присуща "ломанию" и "игровому", обрядовому бою. Непосредственно в драке, как правило, всё сужается.
Удары в русском бое можно поделить на две группы. К первой относятся удары хлестообразные, типа "пощёчины", "отмашки" или "оплеухи". Они называются "хлёсты". Ко второй группе относятся удары таранного типа: "тычки" или "стыки". Они отличаются от "хлёстов" тем, что чётко укладываются в определённую плоскость. Если у "хлёстов" смысл удара в объёме и траектории движения, "тычок" имеет свой "коридор". К "тычкам" можно отнести не только прямолинейные удары. Скажем, удар в вертикальной плоскости основанием кулака сверху вниз без "подсекания". Сравните удар палкой и удар плетью. Палка - плоскость, плеть - объём. Хотя "подбирают" удар к оси и на "тычке". Но, обычно принято считать "тычками" именно прямые удары.
Как от вышеописанной манеры движения удара "с маху" перейти на "тычок"? Кисть и предплечье фиксируются в одну линию, как палка. Локоть и остальные "звенья" выполняют ту же работу, только наша "палка" при этом втыкается как штык. Локоть уже не "бежит" впереди кисти, а "подталкивает" её. "Тыкать" можно как кулаком, так и основанием ладони. "Тычок" ещё в этом случае может быть похож на заколачивание молотком гвоздя, только вместо молотка работает кулак. Такой хлёсткий "тычок" получается. Если "хлёст" "разрывает", то "тычок" "прилипает" или "влипает", таранит. Кулак сжимается в момент "прилипания", до этого кисть может "лететь" расслабленной. А.К.Белов назвал этот принцип "клинообразной концентрацией". Я перевожу для себя, как "эффект обратного взрыва", когда все осколки бьют в одну точку. Поскольку пластика бойца состоит из череды сжатий и раскрытий, то вышеназванный принцип вполне естественно вписывается в конструкцию боя. От восточного аналога его отличает отсутствие фиксации руки при поражении цели. Кулак сжимается, что называется, походя, не прерывая общего рисунка движения.
И при "тычках" и при "хлёстах" работа корпуса, читай, работа "противовесов", остаётся неизменной. Бьют и кулаком, и ладонью, и запястьем, и предплечьем ("крылом"), и плечом, и локтем.
Формы ударов в русском бое самые разнообразные: и сверху, и снизу, и сбоку, и за спину, и через голову, и "винтом", и "плетью", и "обухом", и "крюком", и "с маху", и "отмашкой"... Особенностью ударной техники русского боя является "обращаемость" ударов, то есть, любую траекторию можно развернуть в обратном направлении.
Удары ногами - особая тема. Вы посмотрите, что вытворяет ногами, какие "кренделя выписывает" русский танцор-профессионал. А гопак? Это ж целая наука по "выкоблучиванию". И белорусская лявониха по "завёрнутости" и лихости "кренделей" ни гопаку, ни камаринскому не уступает. И так, и сяк, и наперекосяк. Мне как-то один хореограф так сказал про русский танец: "Ну, хоровод я ещё понимаю - плавность, чувственность, величавость. Ну, кадриль понимаю. А, камаринский или барыня? Это ж не танец, это гимнастика какая-то. Акробатика!"
Да, действительно. Внимательно присмотревшись ко всем этим "ползункам", "козам", "разножкам", "коленцам", "голубцам", начинаешь понимать, что это не совсем танец. Вернее, танец, но уж какой-то больно атлетический. Скорее, танцевально-физкультурное развлечение. Ведь даже если просто сравнить количество "мудрёных" элементов, основанных на работе ног и акробатике, русской плясовой и брейка с хип-хопом, то сравнение будет явно не в пользу последних.
Наука по применению ног в драке, находится в русском бое на должной высоте. Удары ногами можно так же разделить на две основные группы, что и удары руками - "тычки" и "хлёсты". При ударах руками ходуном ходят плечи, а при ударах ногами - таз. Принцип опоры на осевую при возврате ("потяге") сохраняется. Сохраняется также и принцип обращаемости ударов. Бьёт и носок ("пыром"), и пятка ("каблук"), и подошва ("следок"), и ребро стопы, и подъем, и голень, и колено, и бедро, и даже таз. Многие удары ногами аналогичны движениям ног в плясовой. Техника ударов ногами в славянской традиции напрямую связана с ношением тяжёлой обуви - сапог.
Удары тазом - это отдельная история, так как удары тазом в сторону и назад, очень серьёзное боевое средство поражения противника на ближней дистанции, а также при атаках спиной. Попробуйте ударить, а не толкнуть, тазом, а хотя бы и толкнуть товарища по тренировке, в верхнюю треть бедра. Не сильно, так... для ощущений, тогда всё поймёте. Правильным ударом таза в живот можно отправить противника в гарантированный нокаут, а то и в больницу. Развивая амплитудность, "ударность" и свободный ход работы таза, вы при этом улучшаете качество (скорость и силу) ударов руками и ногами.
Опять же, как на бумаге объяснить координацию взаимодействия рук и ног? Понять можно только на практике. Для начала лучше всего подходит "ломание" или для тех, кто танцевать умеет - танец, только не бальный, а народный танец.
Особенностью ударов ногами в отечественной традиции является основание их на шаге, на ходу. Три фазы шага: подъём, пронос, наступание - используются и для ударной техники. Обычно это "тычки", потому что у "хлёстов" несколько иная конфигурация: близкая к "заплетухе" или "винту", только очень резким.
Так вот, подъём ноги - "тычки" снизу вверх; пронос - "тычки" вперёд; наступание - "тычки" сверху вниз, так называемые, затаптывающие удары. Также идентифицируется и ходьба спиной вперёд. Удары ногами действуют на любом уровне. То есть, бить противника ногами можно от стопы, до макушки, и по рукам. При этом решающую роль играет не "растяжка", она-то как раз и не строго обязательна, а подвижность суставов. А "растяжка" и подвижность, не идентичные понятия.
Ногами и бьют, и хлещут, и толкают, и затаптывают (стоящего в том числе), и оплетают, и цепляют, и подсекают, и подбивают, и перебивают, и прикрывают, и обвивают, и подсаживают, и ввинчивают, и подножки ставят... И вперёд, и назад, и под себя, и за спину, и с вывертом, и с подскока, и приземляясь, и с приседа, и лёжа, и кувыркаясь, и выкувыркиваясь... В общем, всё, что душе угодно. Главное, чтобы просто и надёжно, то есть, вам хорошо, а противнику плохо. Но не наоборот.
Как тренировать всё это дело: удары руками и ногами? Что для рук, например, хорошо? Волейбол хорошо, гандбол хорошо, плавание хорошо, гребля, кидание камней разным манером. Кувалдой помахать, дубиной, ломиком, гирьками поразмахивать, штангу потолкать волнообразно. Только по началу с весом не переусердствуйте, а то рискуете позвоночник повредить. Вообще, лучше всего начать с "ломания". Оно и разомнёт, и разогреет, и укрепит по началу. Или начните просто палку крутить. А вес постепенно наращивайте. Да он большой-то и не нужен. Вращая ту же дубинку весом, хотя бы в 2-3 кг какое-то продолжительное время, вы так "нагрузите" свои мышцы, что вам уже будет не до наращивания веса. При условии, конечно, что вы будете включать во вращение все "звенья". А уж как почувствовали, что 3 кг уже явно маловато, то можно и наращивать. По желанию, конечно. Нельзя забывать и удары по "мешку" и "лапам". Работа руками в бою, как правило, "серийна" (типа "хлопушек-раскладов" при "ломании"), а "серии" лучше отрабатывать на "лапах". Хороша для рук и тренировка с оружием: саблями, кистенями, мечами, топорами. Особенно с двух рук разом. Да только, где меч или саблю взять? Разве что, самому выковать.
Что для ног хорошо? Бег хорошо, особенно с препятствиями; танец хорошо, "ломание"; минифутбол; модная нынче игра "сокс", вообще любые игры, где ногами нужно действовать по преимуществу. Кстати, у игры "сокс" есть отечественный аналог - "пинком". Скакалка хорошо, прыжки всякие. Попытаться залезть на дерево только с помощью ног, или завязать верёвку узлом только ногами. Любые виды лазания, что для рук, что для ног, хороши. Опять же гирьки можно ногами подкидывать, камни. Гирька, естественно, должна соответствовать вашим возможностям. Можно со штангой "в присядку" поиграть. Можно на бочке кататься и на ходулях ходить. Ходить на лыжах. Ну, и, конечно же, "мешок" и "лапы" околачивать желательно.
Хорошо всё то, что позволяет расширить наши представления о диапазоне действия и развивает нестандартное (игровое) мышление.
Рассказывать о нюансах ударной техники можно ещё много и долго. Главное, чтобы вы приобрели своё собственное представление, чтобы у вас начал формироваться свой собственный взгляд. Собственный подход. Ну, и для начала, информации более, чем достаточно. И вот ещё что: необходимо стремиться к одинаковому развитию и правых, и левых конечностей. Обоюдосторонность, "оберучность" - важная сторона подготовки. Потому что, русский бой рассчитан прежде всего на бой одного против нескольких, поэтому отдавание предпочтения какой-то одной позиции - левосторонней или правосторонней - ограничивает возможности бойца.
Как говорится, "какая ж песня без баяна"? Действия руками и ногами, только внешняя сторона русской драки. А что составляет её внутреннее содержание, её суть? Что ж за "баян" такой у бойца?
Д.Кишко "Ход Медведя"
http://asrusstyle.hut.ru/info3-2_6.html
|
|