Александров А.В.
"Удары ногами в кулачных боях"
... Более подробную информацию дают нам записки иностранцев 14-18 вв. и отечественные письменные источники 18-20 вв. Записки иностранцев, посетивших Россию, написаны живым занимательным языком, с подробным и точным описанием быта и нравов русского народа. В этом их особая ценность. Как писал советский историк академик М. Н. Тихомиров: "в ряде случаев иностранцы рассказывают о таких событиях, которые без их известий остались бы тайной для позднейших поколений".
Так, благодаря иностранцам, отечественные исследователи располагают достоверными фактами использования ударов ногами в кулачном бое ещё в 16-18 вв.
Иностранные свидетельства
В начале 16 века Сигизмунд Герберштейн так описывал кулачные бои: "Юноши, наравне с подростками…сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой; начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям…".
В середине 16 века Александр Гваньини повторяет слова С. Герберштейна: "юноши и многие женатые мужчины…со свистом и криками, как то у них в обычае, сходятся врукопашную, безо всякого оружия, и устраивают сражение. Они со страшной силой колотят друг друга кулаками и ногами, попадая в лицо, грудь, живот и пах".
Через 150 лет в начале 18 века Фридрих Бергольц сообщает фактически то же самое: "Бойцы, когда бьют разом и руками, и ногами, готовы, кажется, съесть один другого…они наносили друг другу жестокие удары, не обращая внимания, куда били их огромные кулаки или толкали ноги и колена".
Это главные свидетельства, на которые ссылаются практически все исследователи традиционной мужской культуры русских.
Историография
Удары ногами в кулачных боях первым из отечественных исследователей зафиксировал Терещенко А.И. В своём труде "Быт русского народа" вышедшем в г. Москве в 1847 г. "Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец или надёжа боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем с распущенными волосами и наносил страшные удары. При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо, но лежачего не били, от того вошло в поговорку: "лежачего не бьют".
Терещенко А.И. оставил сообщение, но без комментариев и выводов.
В то же время выводы современных отечественных исследователей по этому вопросу различны.
Исследователь из Москвы Лукашов М.Н., опираясь на былины новгородского цикла о Ваське Буслаеве, относит использование ног в кулачных боях в основном только к временам средневековой Руси. По мнению исследователя, бои в то время были значительно менее определёнными и более расплывчатыми. В стеночных боях можно было наносить и отражать удары палкой, обезоруживать соперника, проводить болевые приёмы и разнообразные подножки, наносить удары руками, ногами, головой. Кулачный бой и борьба по сути своей ничем не отличались. "Словом это был полноценный рукопашный бой во всём его технико-тактическом разнообразии".
"...начали уж ребята боротися, А в ином кругу в кулаки битися; От тое борьбы от ребячия, От тово бою от кулачнова Началась драка великая. Молоды Василий стал драку разнимать А иной дурак зашёл с носка, Ево по уху оплёл…"
"Которова возьмёт он за руку - Из плеча тое руку выдернет, Которова заденет за ногу - То из гузна выломит, Которова хватит поперёк хребта - Тот кричит, ревёт, окорач ползёт" "И ладил крестовый его брателко Щалыгой хватить Василия в буйну голову. Василий хватил шалыгу правой рукой, И бил-то брателко левой рукой, И пинал-то он левой ногой, Давно у брата и души нет…"
В работе Лукашова М.Н. встречаются ссылки на С. Герберштейна и Г. Фита, однако, их сообщения остались без комментариев исследователя.
Другой московский исследователь - Белов А.К., опираясь на сообщения С. Герберштейна, Ф. Бергольца, а так же русские пословицы и былины, в первую очередь о Буслаеве, считает технику ударов ногами в кулачном бое достаточно развитой.
Ссылаясь на сообщения данных источников, исследователь выделяет целые школы кулачного боя, своего рода центры кулачного дела в России, главными из которых являлись Москва и Новгород. Разницу "школ" исследователь видит в техническом предпочтении москвичей и новгородцев, использующих разные техники ударов ногами. Если в Москве, по убеждению Белова А.К., особо использовали различные виды подсечек хлёстких ударов ногой с оттянутым носком, известных по борьбе, как удары "с носка", то в Новгороде, по мнению автора, особо почитали удары с подкруткой, называемые "оплётами", которые так же являлись разновидностью ударов "с носка".
Главными аргументами в теории Белова А.К. о двух основных школах кулачного дела в России стали два источника. Это русская пословица "Москва бьёт с носка" и былина о Буслаеве приводимая выше. К сожалению, этих источников недостаточно, чтобы говорить о существенных отличиях в технике боя новгородцев и москвичей. Те же иностранцы С. Герберштейн и Ф. Бергольц, на которых ссылается в своих исследованиях Белов А.К., описали бои между москвичами, а не новгородцами. Поэтому говорить о двух разных школах боя новгородской и московской на примере приведённых Беловым А.К. источников, не следует.
Находкой Белова А.К. стала теория о влиянии природно-климатических условий на технику боя ногами. Техника корректировалась в соответствии с наличием скользкого грунта несколько месяцев в году и необходимостью постоянного ношения обуви и плотной объёмной одежды длительное время. Однако саратовский исследователь Шатунов М.В. (последователь Белова А.К.) все удары ногами в изданной им книге демонстрирует исключительно в лёгких рубахах, босиком, на хорошем грунте, в хорошую летнюю погоду.
У обоих авторов присутствуют ссылки на этимологическую расшифровку слов, различные формы пляса, устный фольклор, игры, личный опыт, разработки, предпочтения, математические теории, однако отсутствуют главное - ссылки на живые материалы этнографических экспедиций. Без них любая реконструкция носит отпечаток субъективных взглядов на предмет исследования.
Исследователь из Санкт-Петербурга Грунтовский А.В. считает, что удары ногами разрешались только в старину и только в "охотницких" боях, то есть в боях "один на один". Подтверждений, почему в боях "один на один" удары ногами разрешались, а в групповом бое "стенка на стенку" запрещались, исследователь не приводит.
Отсутствует так же хронология и география позволяющие понять, где и когда применялись удары ногами.
В реконструированной технике боя в большей степени присутствуют ссылки на пластику традиционного пляса, в меньшей степени ссылки на этнографию. Хотя вторая часть книги состоит из собранных автором письменных и устных источников, ссылок на собственные экспедиционные материалы нет.
Удары ногами даже зимой демонстрируются в лёгких рубахах, без головного убора. Удары ногами играют одну из основных ролей. Акцент сделан на размашистые амплитудные круговые движения и хлёсткие волновые удары по круговой, реже линейной траектории. Они бьются в основном в средний уровень (нижнее подреберье, солнечное сплетение, грудь, по рукам).
Исследователь из Рязани Горбунов Б.В., сопоставляя кулачные бои различных народов Африки, Азии и Европы, отмечает, что удары ногами характерные для кулачных боёв многих азиатских народов ... сообщения С. Герберштейна, Ф. Бергольца, А.И. Терещенко, А. Мельникова (Печерского), на которых ссылался в своих исследованиях Горбунов Б.В., говорят об обратном.
... ноги в отечественных единоборствах использовались исключительно для невысоких ударов и подсечек, с целью уронить, прижать, а затем запинать и затоптать поверженного противника. ... Это изображения псковских икон 16-17 веков, на которых ангелы изображённые в стойках кулачных бойцов топчут и побивают ногами беса; полицейские указы 18 в., запрещающие бить ногами упавшего во время кулачного боя противника; сообщения А. Олеария и С. Герберштейна, былины о Буслаеве. ... ... избиения упавших ногами, хотя такие факты в отечественных источниах 18-20 вв. зафиксированы.
Исследователь из Тамбова Тедорадзе А.С. считает, что удары ногами активно применялись в традиционных состязаниях "стенка на стенку" до 17 в., однако, из-за высокого травматизма бойцов, удары ногами в течение 17-18 веков постепенно уходят из практики коллективных состязаний. ... они сохранились только в структуре знаний о рукопашном бое и использовались только в прикладных боях, не имеющих, по мнению исследователя, отношений к традиции, так как выходили за условные рамки функциональной модели состязаний.
Функциональная модель - это способы противодействия соперников в рукопашных состязаниях (кулачном бое, борьбе, палочном фехтовании), и форма состязаний (условия, правила, модель). По ключевому воздействию на противника исследователь выделяет 3 способа нанесения ударов в прикладном бое: опорные, проникающие и рубящие. Они наносились стопой, носком, голенью, коленом. Удары имели разные траектории и вариации. Наносились в основном стоя, редко в прыжке - "петушиный скок". Были так же удары по упавшему противнику. Удар ногой всегда рассматривается как вспомогательный элемент, для осуществления удачного захвата или сбивания противника с ног для его подавления и закрепления преимущества.
В своём исследовании Тедорадзе А.С. опирался на сообщения С. Герберштейна и Ф. Бергольца, письменные отечественные источники 18-20 вв., в которых отмечен запрет бить все или только некоторые удары ногами, на полевые экспедиционные материалы и статистические данные историко-социологического исследования проводившегося под его руководством в Тамбовской области.
Однако исследователь не обосновывает причину ухода ударов ногами из состязательной практики именно в период 17-18 вв. Не раскрывает причин, приведших к началу отмены этих ударов именно в 17 веке. Не раскрывает причин столь длительного изживания этих ударов. Не приводит сообщения других исследователей, например, сообщение Терещенко А.И. о применении ударов ногами в состязаниях "стенка на стенку" в сер.19 века, несмотря на то, что в диссертации А.С. Тедорадзе присутствуют ссылки на работу Терещенко А.И. "Быт русского народа".
Открытым остались так же три вопроса:
Во-первых, что такое прикладной бой ...
Во-вторых, как теоретические знания о способах нанесения ударов ногами, формировали практические навыки нанесения ударов ногами.
В-третьих, ... бойцы, борясь за отмену травмирующих ударов ногами, продолжают использовать, казалось бы, в мирных кулачных состязаниях, удары в кадык, висок, сердце и другие смертельно опасные места.
Исследователь из Самары Бажанов Е. отмечает существование местного вида боя "один на один", в котором бойцы-профессионалы по обоюдному согласию использовали удары ногами. Это так называемые вольные ярмарочные бои. По данным исследователя расцвет ярмарочных боёв приходится на 18 век, а исчезновение на сер. 19 века. ...
Исследователь из Твери Базлов Г.Н., проводивший в течение 15 лет историко-этнографические исследования в северо-западных областях России, отмечает, что среди кулачных бойцов удары ногами были распространены повсеместно. ... вспомогательный характер их применения по отношению к технике ударов руками. В драках и на войне удары ногами применялись постоянно, в боях "по уговору" изредка. ... единая традиция русского рукопашного боя имела разные формы бытования, которые не следует принимать за отдельные традиции и тем более противопоставлять друг другу.
Удары руками и ногами исследователь разделяет по шарнирности. Привязкой для ударов являлись пах, солнечное сплетение, голень, колено.
Предпочтение отдавали невысоким ударам, не выше солнечного сплетения. Хотя при желании наносили удары в голову и грудь.
Среди ударов были распространены пинки, круговые удары сбоку по ногам, наподобие высокой подсечки - "поджилок", удары коленями, подбивы по ногам и "топки" - добивающие удары.
Кроме того, в арсенале присутствовали лягающие удары назад, имеющие вспомогательный характер. Одну из ролей технической подготовки бойцов рукопашного боя играл, по мнению исследователя, традиционный мужской пляс.
Он включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках), прыжки, колёса, передвижения и удары. Назначение движений в боевом плясе было как прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость, координацию, и другие необходимые бойцу качества.
Когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки, и ползунки не делали, оставляя лишь приемлемые для обстановки коленца.
Несмотря на то, что исследователь Базлов Г.Н. не уделил в своей диссертации внимание описанию техники рукопашного боя, а уделил артельной культуре бойцов-рукопашников, нами были получены от исследователя дополнительные письменные комментарии и видеоматериалы по этому вопросу. Вместе с опубликованными ранее материалами они использовались для написания статьи.
Исследователь из Омска Реммлер В.В., исследуя единоборства сибирских казаков, отмечает сходство между состязательными и боевыми техниками ведения боя. Об ударах ногами автор пишет следующее "Ноги использовались в основном для всевозможных подножек, подсечек, зацепов и других приёмов борьбы, удары ногами наносились не выше пояса, чаще всего это были прямые удары носком в голень, колено, подколенный сгиб или пах, либо круговые носком или пяткой. …. Болевые приёмы и удары ногами, практически отсутствующие в крестьянских единоборствах, у казаков весьма развиты." Основным источником для исследователя стали полевые материалы этнографических экспедиций омского государственного университета, которые проводились в 1982-1991 гг. среди потомков казаков проживающих в Омской области и областях северного Казахстана.
Так же были использованы, как указывает исследователь, многочисленные отрывочные публикации по традиционным единоборствам восточных славян, но без указания авторов и названия статей. Классифицируя единоборства на состязательные и боевые, Реммлер В.В. к сожалению не даёт нам исчерпывающего ответа, на интересующий нас вопрос. А именно, все ли описанные действия ногами, то есть подсечки, подножки, зацепы, удары в колено, пах, голень, подколенный сгиб использовались в состязательных единоборствах, или только часть из них?
Исследователь из Украины Мандзяк А.С., исследуя воинские традиции народов Евразии, чётко разделяет состязания и драки. Они отличаются наличием или отсутствием условий, "кодекса чести".
В ритуальных боях и в драках, удары ногами встречались часто. Такие удары считались вспомогательными, добивающими. Их били обутой ногой, и в основном в голову. В драке упавшего ударами в голову "подфутболивали", защищавшимся от удара в голову приседом "давали копняка". Удар ... ... наносился снизу-вверх, так чтобы пята солнце увидела, как в народном танце.
В состязаниях удары ногами встречались редко, и только локально.
... Есть ли письменные источники кроме сообщения Терещенко А.И., которые подтверждают применение ударов ногами в кулачных боях в 18, 19, 20 веках? Какова была техника применения ног в бою? Почему бой называют кулачный, если в ряде боёв разрешалось бить ногами? Является ли традиция применения ударов ногами локальной или общерусской традицией? Была ли функциональная модель состязаний устоявшейся, статичной или менялась под влиянием обстоятельств? Всегда ли кулачные состязания выступали как мирное соперничество в силе и ловкости? Это позволит нам увидеть не только реальную картину жизни соседствующих общин и ту роль, которую играли в их жизни состязания и прикладные бои, но и функциональные модели этих боёв и состязаний, на которые влияли различные обстоятельства.
Кроме текста былин о Буслаеве и записок иностранцев С. Герберштейна, Ф. Бергольца есть целый комплекс других источников подтверждающих активное использование ударов ногами в кулачных боях даже в 18-20 веках. В этих источниках
описаны не только подсечки или удары, которые наносились по ногам, в грудь и голову противника, но и удары с добиванием противника упавшего на землю.
Информация о применении ударов ногами встречается в народных заговорах
"Заговор ратного человека идущего на войну". "Твоя фата крепка, как камень горюч Алатырь; моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная. Дух духом, всех пинком, нет никого, я один, по живу, по здорову".
Для заговоров такого типа характерно стремление защититься не только от оружия, но и от ратоборца, борца и кулачного бойца.
Об использовании ударов-подставок и подсечек в русском кулачном бое пишут: 1. Герхард Фит в сер. 18 в. в своей книге "Опыт телесных упражнений" Берлин 1747 г. "Русские имеют обычай показывать на общественных увеселениях, кроме других упражнений, так же свою ловкость и силу в борьбе. Они не только стремятся схватить друг друга и повалить, но ударяют друг друга, как боксёры в Англии и подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приёмов для победы над противником".
В данном описании, если брать полностью весь отрывок, речь идёт о кулачном бое.
2. Упоминание удара ногой "с носка" в кулачном бое есть в одном из текстов лубочных картинок конца 17 начала 18 вв. из собрания Д.А. Ровинского (14). Лубок № 202 "Кулачные бойцы - казак дерётся с солдатом". В данном тексте так же не исключён удар ногой в лицо.
"О-хо-хо, брат, в глаза кулаком - Хочет меня сделать дураком. Добро ты бешен как коза - Нескоро подобьёшь мне глаза. Запоёшь ты и сам в голосы, Как влеплю тебе в волосы! А что постой, брат, маленько Поступлю я с тобой бодренько: Рожа -т у тебя плоска, А я хвачу бить с носка…"
3. Упоминание удара-подсечки "с носка" встречается в частушках под драку
Кореша взяла тоска Подмогну, зайду с носка. Вот и славный корешок На укладку дал бросок.
О применении кулачными бойцами в "стенке" пинков и тычков оставил:
1. И. Барков в оде "Кулачному бойцу" вышедшей в 70-х гг. 18 века. см. эпиграф выше.
2. Действие ногами присутствует на зарисовках кулачных бойцов бегло сделанных М.Ю. Лермонтовым в нач. 19 в. (26).
Описание "стенки", где бойцы бьют друг друга, ногами и коленками приводит:
1. А.И. Терещенко в сер. 19 в. см. выше
2. Похожее описывает в романе "На горах" П.И. Мельников (А. Печерский) в кн. 19 в. "Кипит рукопашная… Не одними кулаками молодцы работают, бьются ногами и коленками, колотят зря по чём ни попало, лежачего только тронуть не смеют - таков закон на кулачных боях….Не до того было Панкратью, чтоб вступиться за брата: двое на него наскочило, один губы разбил - посыпались изо рта белые зубы, потекла ручьём алая кровь, другой ему в бедро угодил, где лядвея в бедро входит, упал Понкратий на колено, сильно рукой оземь опёрся, закричал громким голосом: "Братцы, не выдавайте!"
Встать хотелось, но померк свет белый в ясных очах, тёмным мороком покрыло их".
О применении ног в кулачных боях в 20 веке говорят полевые материалы этнографических экспедиций.
1. (Гвоздиков В.Д. 1925 г.р. уроженец с. Сорочино Белгородской области) "На кулаках бились, ноги так подцепляли, чтобы опору выбить".
2. (Проскуряков И.А. д. Юшкова Тугулымского р-на Свердловской обл.) "Пинали ногами, куда попадёшь, выше пояса (били) бывало и в голову (били), бывало и лежачего долбанёшь".
3. (Разумов В.В. д. Казывань Бондарского р-на Тамбовской обл.)
"Раньше то деды рассказывали, ходили в лаптях, в которых нос (был) залит чем-то… Он лаптем ударит тебя, застонешь".
4. Базлов Г.Н. метериалы этнографических экспедиций ТвГУ (см. выше в разделе комментарии)
В качестве дополнения этнографическим материалам можно отметить руководство по самозащите И.В. Лебедева "Самооборона и арест" Пт. 1915 г. Ценность этой книги в том, что ряд приёмов имеют народные названия зафиксированные экспедициями ТвГУ в северо-западных областях России. В книге присутствуют удары носком, голенью, коленом, каблуком, удержания наступанием на ногу противника.
Особо хочется отметить источники, в которых упамянается применение ударов для добивания и затаптывания упавшего противника
Среди них:
1. миниатюра Радзивиловской летописи, где Ян Усмарь добивает поверженного на землю печенега топчущим ударом в пах.
2. указы против увечного боя "…Чтоб увечного бою не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б";
3. литературные произведения "..толпа зрителей, подбадривая свою сторону, и, вприпрыжку следуя за боем, будто невзначай дают пинки в бока лежащих на земле слобожан";
4. сообщения периодической печати "…бои часто бывают причиной смерти, потому что бойцы вкладывают в голицы камни и гири и немилосердно пинают ногами упавших в бою", "За ним (боем) идут уже толки, рассказы, кто кого тиснул, хватил, как поднёс с перцем… топнул по насердке лежачего!"
Подобное отношение к врагу нашло отражение в русской пословице "Плясать - врага топтать" и народной молитве во имя Господне "И повелел Авраам сыну своему Исааку: возьми прутья железные, побей и потопчи семьдесят семь еретических дщерей, чтобы они не шли в христианскую веру, христианской крови пить, жильные кости ломати".
География применения ударов ногами в кулачных боях представлена следующими регионами России:
1. Северо-запад (С-Петербург, Новгород, Тверь, Псков)
2. Северо-восток (Москва, Вологда)
3. Поволжье (Саратов)
4. Центральные районы (Тамбов, Белгород)
5. Урал
6. Западная Сибирь (Тюмень, Омск)
7. Северный Казахстан.
|