РУСБОЙ. БЕСПОЩАДНЫЙ. ЧЕЛОВЕК БОЯ.

ПервоПринцип-Систем@Система-ПервоПринципа-Оружие-Путь Воина-Экстрим-Единоборства-Мастер-Рукопашка-Реал Бой-Борьба-Запрещёная реальность-Самозащита-Спорт-ФанКлуб-Боец-Качалка-Бокс-Дзюдо-Ушу-Самбо-Каратэ-Айкидо–Самооборона-Альфа@Омега-Инфопортал-Форум
Текущее время: 04-05, 17:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 31-03, 23:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
Александров А.В.

"Удары ногами в кулачных боях"


... Более подробную информацию дают нам записки иностранцев 14-18 вв. и отечественные письменные источники 18-20 вв. Записки иностранцев, посетивших Россию, написаны живым занимательным языком, с подробным и точным описанием быта и нравов русского народа. В этом их особая ценность. Как писал советский историк академик М. Н. Тихомиров: "в ряде случаев иностранцы рассказывают о таких событиях, которые без их известий остались бы тайной для позднейших поколений".

Так, благодаря иностранцам, отечественные исследователи располагают достоверными фактами использования ударов ногами в кулачном бое ещё в 16-18 вв.

Иностранные свидетельства

В начале 16 века Сигизмунд Герберштейн так описывал кулачные бои: "Юноши, наравне с подростками…сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой; начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям…".

В середине 16 века Александр Гваньини повторяет слова С. Герберштейна: "юноши и многие женатые мужчины…со свистом и криками, как то у них в обычае, сходятся врукопашную, безо всякого оружия, и устраивают сражение. Они со страшной силой колотят друг друга кулаками и ногами, попадая в лицо, грудь, живот и пах".

Через 150 лет в начале 18 века Фридрих Бергольц сообщает фактически то же самое: "Бойцы, когда бьют разом и руками, и ногами, готовы, кажется, съесть один другого…они наносили друг другу жестокие удары, не обращая внимания, куда били их огромные кулаки или толкали ноги и колена".


Это главные свидетельства, на которые ссылаются практически все исследователи традиционной мужской культуры русских.

Историография

Удары ногами в кулачных боях первым из отечественных исследователей зафиксировал Терещенко А.И. В своём труде "Быт русского народа" вышедшем в г. Москве в 1847 г. "Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец или надёжа боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем с распущенными волосами и наносил страшные удары. При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо, но лежачего не били, от того вошло в поговорку: "лежачего не бьют".

Терещенко А.И. оставил сообщение, но без комментариев и выводов.

В то же время выводы современных отечественных исследователей по этому вопросу различны.

Исследователь из Москвы Лукашов М.Н., опираясь на былины новгородского цикла о Ваське Буслаеве, относит использование ног в кулачных боях в основном только к временам средневековой Руси. По мнению исследователя, бои в то время были значительно менее определёнными и более расплывчатыми. В стеночных боях можно было наносить и отражать удары палкой, обезоруживать соперника, проводить болевые приёмы и разнообразные подножки, наносить удары руками, ногами, головой. Кулачный бой и борьба по сути своей ничем не отличались. "Словом это был полноценный рукопашный бой во всём его технико-тактическом разнообразии".

"...начали уж ребята боротися,
А в ином кругу в кулаки битися;
От тое борьбы от ребячия,
От тово бою от кулачнова
Началась драка великая.
Молоды Василий стал драку разнимать
А иной дурак зашёл с носка,
Ево по уху оплёл…"

"Которова возьмёт он за руку -
Из плеча тое руку выдернет,
Которова заденет за ногу -
То из гузна выломит,
Которова хватит поперёк хребта -
Тот кричит, ревёт, окорач ползёт"
"И ладил крестовый его брателко
Щалыгой хватить Василия в буйну голову.
Василий хватил шалыгу правой рукой,
И бил-то брателко левой рукой,
И пинал-то он левой ногой,
Давно у брата и души нет…"


В работе Лукашова М.Н. встречаются ссылки на С. Герберштейна и Г. Фита, однако, их сообщения остались без комментариев исследователя.

Другой московский исследователь - Белов А.К., опираясь на сообщения С. Герберштейна, Ф. Бергольца, а так же русские пословицы и былины, в первую очередь о Буслаеве, считает технику ударов ногами в кулачном бое достаточно развитой.

Ссылаясь на сообщения данных источников, исследователь выделяет целые школы кулачного боя, своего рода центры кулачного дела в России, главными из которых являлись Москва и Новгород. Разницу "школ" исследователь видит в техническом предпочтении москвичей и новгородцев, использующих разные техники ударов ногами. Если в Москве, по убеждению Белова А.К., особо использовали различные виды подсечек хлёстких ударов ногой с оттянутым носком, известных по борьбе, как удары "с носка", то в Новгороде, по мнению автора, особо почитали удары с подкруткой, называемые "оплётами", которые так же являлись разновидностью ударов "с носка".

Главными аргументами в теории Белова А.К. о двух основных школах кулачного дела в России стали два источника. Это русская пословица "Москва бьёт с носка" и былина о Буслаеве приводимая выше. К сожалению, этих источников недостаточно, чтобы говорить о существенных отличиях в технике боя новгородцев и москвичей. Те же иностранцы С. Герберштейн и Ф. Бергольц, на которых ссылается в своих исследованиях Белов А.К., описали бои между москвичами, а не новгородцами. Поэтому говорить о двух разных школах боя новгородской и московской на примере приведённых Беловым А.К. источников, не следует.

Находкой Белова А.К. стала теория о влиянии природно-климатических условий на технику боя ногами. Техника корректировалась в соответствии с наличием скользкого грунта несколько месяцев в году и необходимостью постоянного ношения обуви и плотной объёмной одежды длительное время. Однако саратовский исследователь Шатунов М.В. (последователь Белова А.К.) все удары ногами в изданной им книге демонстрирует исключительно в лёгких рубахах, босиком, на хорошем грунте, в хорошую летнюю погоду.

У обоих авторов присутствуют ссылки на этимологическую расшифровку слов, различные формы пляса, устный фольклор, игры, личный опыт, разработки, предпочтения, математические теории, однако отсутствуют главное - ссылки на живые материалы этнографических экспедиций. Без них любая реконструкция носит отпечаток субъективных взглядов на предмет исследования.

Исследователь из Санкт-Петербурга Грунтовский А.В. считает, что удары ногами разрешались только в старину и только в "охотницких" боях, то есть в боях "один на один". Подтверждений, почему в боях "один на один" удары ногами разрешались, а в групповом бое "стенка на стенку" запрещались, исследователь не приводит.

Отсутствует так же хронология и география позволяющие понять, где и когда применялись удары ногами.

В реконструированной технике боя в большей степени присутствуют ссылки на пластику традиционного пляса, в меньшей степени ссылки на этнографию. Хотя вторая часть книги состоит из собранных автором письменных и устных источников, ссылок на собственные экспедиционные материалы нет.

Удары ногами даже зимой демонстрируются в лёгких рубахах, без головного убора. Удары ногами играют одну из основных ролей. Акцент сделан на размашистые амплитудные круговые движения и хлёсткие волновые удары по круговой, реже линейной траектории. Они бьются в основном в средний уровень (нижнее подреберье, солнечное сплетение, грудь, по рукам).

Исследователь из Рязани Горбунов Б.В., сопоставляя кулачные бои различных народов Африки, Азии и Европы, отмечает, что удары ногами характерные для кулачных боёв многих азиатских народов ... сообщения С. Герберштейна, Ф. Бергольца, А.И. Терещенко, А. Мельникова (Печерского), на которых ссылался в своих исследованиях Горбунов Б.В., говорят об обратном.


... ноги в отечественных единоборствах использовались исключительно для невысоких ударов и подсечек, с целью уронить, прижать, а затем запинать и затоптать поверженного противника. ... Это изображения псковских икон 16-17 веков, на которых ангелы изображённые в стойках кулачных бойцов топчут и побивают ногами беса; полицейские указы 18 в., запрещающие бить ногами упавшего во время кулачного боя противника; сообщения А. Олеария и С. Герберштейна, былины о Буслаеве. ... ... избиения упавших ногами, хотя такие факты в отечественных источниах 18-20 вв. зафиксированы.

Исследователь из Тамбова Тедорадзе А.С. считает, что удары ногами активно применялись в традиционных состязаниях "стенка на стенку" до 17 в., однако, из-за высокого травматизма бойцов, удары ногами в течение 17-18 веков постепенно уходят из практики коллективных состязаний. ... они сохранились только в структуре знаний о рукопашном бое и использовались только в прикладных боях, не имеющих, по мнению исследователя, отношений к традиции, так как выходили за условные рамки функциональной модели состязаний.

Функциональная модель - это способы противодействия соперников в рукопашных состязаниях (кулачном бое, борьбе, палочном фехтовании), и форма состязаний (условия, правила, модель). По ключевому воздействию на противника исследователь выделяет 3 способа нанесения ударов в прикладном бое: опорные, проникающие и рубящие. Они наносились стопой, носком, голенью, коленом. Удары имели разные траектории и вариации. Наносились в основном стоя, редко в прыжке - "петушиный скок". Были так же удары по упавшему противнику. Удар ногой всегда рассматривается как вспомогательный элемент, для осуществления удачного захвата или сбивания противника с ног для его подавления и закрепления преимущества.

В своём исследовании Тедорадзе А.С. опирался на сообщения С. Герберштейна и Ф. Бергольца, письменные отечественные источники 18-20 вв., в которых отмечен запрет бить все или только некоторые удары ногами, на полевые экспедиционные материалы и статистические данные историко-социологического исследования проводившегося под его руководством в Тамбовской области.

Однако исследователь не обосновывает причину ухода ударов ногами из состязательной практики именно в период 17-18 вв. Не раскрывает причин, приведших к началу отмены этих ударов именно в 17 веке. Не раскрывает причин столь длительного изживания этих ударов. Не приводит сообщения других исследователей, например, сообщение Терещенко А.И. о применении ударов ногами в состязаниях "стенка на стенку" в сер.19 века, несмотря на то, что в диссертации А.С. Тедорадзе присутствуют ссылки на работу Терещенко А.И. "Быт русского народа".

Открытым остались так же три вопроса:

Во-первых, что такое прикладной бой ...

Во-вторых, как теоретические знания о способах нанесения ударов ногами, формировали практические навыки нанесения ударов ногами.

В-третьих, ... бойцы, борясь за отмену травмирующих ударов ногами, продолжают использовать, казалось бы, в мирных кулачных состязаниях, удары в кадык, висок, сердце и другие смертельно опасные места.


Исследователь из Самары Бажанов Е. отмечает существование местного вида боя "один на один", в котором бойцы-профессионалы по обоюдному согласию использовали удары ногами. Это так называемые вольные ярмарочные бои. По данным исследователя расцвет ярмарочных боёв приходится на 18 век, а исчезновение на сер. 19 века. ...

Исследователь из Твери Базлов Г.Н., проводивший в течение 15 лет историко-этнографические исследования в северо-западных областях России, отмечает, что среди кулачных бойцов удары ногами были распространены повсеместно. ... вспомогательный характер их применения по отношению к технике ударов руками. В драках и на войне удары ногами применялись постоянно, в боях "по уговору" изредка. ... единая традиция русского рукопашного боя имела разные формы бытования, которые не следует принимать за отдельные традиции и тем более противопоставлять друг другу.

Удары руками и ногами исследователь разделяет по шарнирности. Привязкой для ударов являлись пах, солнечное сплетение, голень, колено.

Предпочтение отдавали невысоким ударам, не выше солнечного сплетения. Хотя при желании наносили удары в голову и грудь.

Среди ударов были распространены пинки, круговые удары сбоку по ногам, наподобие высокой подсечки - "поджилок", удары коленями, подбивы по ногам и "топки" - добивающие удары.

Кроме того, в арсенале присутствовали лягающие удары назад, имеющие вспомогательный характер. Одну из ролей технической подготовки бойцов рукопашного боя играл, по мнению исследователя, традиционный мужской пляс.

Он включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках), прыжки, колёса, передвижения и удары. Назначение движений в боевом плясе было как прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость, координацию, и другие необходимые бойцу качества.

Когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки, и ползунки не делали, оставляя лишь приемлемые для обстановки коленца.


Несмотря на то, что исследователь Базлов Г.Н. не уделил в своей диссертации внимание описанию техники рукопашного боя, а уделил артельной культуре бойцов-рукопашников, нами были получены от исследователя дополнительные письменные комментарии и видеоматериалы по этому вопросу. Вместе с опубликованными ранее материалами они использовались для написания статьи.

Исследователь из Омска Реммлер В.В., исследуя единоборства сибирских казаков, отмечает сходство между состязательными и боевыми техниками ведения боя. Об ударах ногами автор пишет следующее "Ноги использовались в основном для всевозможных подножек, подсечек, зацепов и других приёмов борьбы, удары ногами наносились не выше пояса, чаще всего это были прямые удары носком в голень, колено, подколенный сгиб или пах, либо круговые носком или пяткой. …. Болевые приёмы и удары ногами, практически отсутствующие в крестьянских единоборствах, у казаков весьма развиты." Основным источником для исследователя стали полевые материалы этнографических экспедиций омского государственного университета, которые проводились в 1982-1991 гг. среди потомков казаков проживающих в Омской области и областях северного Казахстана.

Так же были использованы, как указывает исследователь, многочисленные отрывочные публикации по традиционным единоборствам восточных славян, но без указания авторов и названия статей. Классифицируя единоборства на состязательные и боевые, Реммлер В.В. к сожалению не даёт нам исчерпывающего ответа, на интересующий нас вопрос. А именно, все ли описанные действия ногами, то есть подсечки, подножки, зацепы, удары в колено, пах, голень, подколенный сгиб использовались в состязательных единоборствах, или только часть из них?

Исследователь из Украины Мандзяк А.С., исследуя воинские традиции народов Евразии, чётко разделяет состязания и драки. Они отличаются наличием или отсутствием условий, "кодекса чести".

В ритуальных боях и в драках, удары ногами встречались часто. Такие удары считались вспомогательными, добивающими. Их били обутой ногой, и в основном в голову. В драке упавшего ударами в голову "подфутболивали", защищавшимся от удара в голову приседом "давали копняка". Удар ... ... наносился снизу-вверх, так чтобы пята солнце увидела, как в народном танце.

В состязаниях удары ногами встречались редко, и только локально.

... Есть ли письменные источники кроме сообщения Терещенко А.И., которые подтверждают применение ударов ногами в кулачных боях в 18, 19, 20 веках? Какова была техника применения ног в бою? Почему бой называют кулачный, если в ряде боёв разрешалось бить ногами? Является ли традиция применения ударов ногами локальной или общерусской традицией? Была ли функциональная модель состязаний устоявшейся, статичной или менялась под влиянием обстоятельств? Всегда ли кулачные состязания выступали как мирное соперничество в силе и ловкости? Это позволит нам увидеть не только реальную картину жизни соседствующих общин и ту роль, которую играли в их жизни состязания и прикладные бои, но и функциональные модели этих боёв и состязаний, на которые влияли различные обстоятельства.


Кроме текста былин о Буслаеве и записок иностранцев С. Герберштейна, Ф. Бергольца есть целый комплекс других источников подтверждающих активное использование ударов ногами в кулачных боях даже в 18-20 веках. В этих источниках
описаны не только подсечки или удары, которые наносились по ногам, в грудь и голову противника, но и удары с добиванием противника упавшего на землю.

Информация о применении ударов ногами встречается в народных заговорах

"Заговор ратного человека идущего на войну".
"Твоя фата крепка, как камень горюч Алатырь; моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная. Дух духом, всех пинком, нет никого, я один, по живу, по здорову".


Для заговоров такого типа характерно стремление защититься не только от оружия, но и от ратоборца, борца и кулачного бойца.

Об использовании ударов-подставок и подсечек в русском кулачном бое пишут: 1. Герхард Фит в сер. 18 в. в своей книге "Опыт телесных упражнений" Берлин 1747 г. "Русские имеют обычай показывать на общественных увеселениях, кроме других упражнений, так же свою ловкость и силу в борьбе. Они не только стремятся схватить друг друга и повалить, но ударяют друг друга, как боксёры в Англии и подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приёмов для победы над противником".

В данном описании, если брать полностью весь отрывок, речь идёт о кулачном бое.

2. Упоминание удара ногой "с носка" в кулачном бое есть в одном из текстов лубочных картинок конца 17 начала 18 вв. из собрания Д.А. Ровинского (14). Лубок № 202 "Кулачные бойцы - казак дерётся с солдатом". В данном тексте так же не исключён удар ногой в лицо.

"О-хо-хо, брат, в глаза кулаком -
Хочет меня сделать дураком.
Добро ты бешен как коза -
Нескоро подобьёшь мне глаза.
Запоёшь ты и сам в голосы,
Как влеплю тебе в волосы!
А что постой, брат, маленько
Поступлю я с тобой бодренько:
Рожа -т у тебя плоска,
А я хвачу бить с носка…"

3. Упоминание удара-подсечки "с носка" встречается в частушках под драку

Кореша взяла тоска
Подмогну, зайду с носка.
Вот и славный корешок
На укладку дал бросок.


О применении кулачными бойцами в "стенке" пинков и тычков оставил:

1. И. Барков в оде "Кулачному бойцу" вышедшей в 70-х гг. 18 века. см. эпиграф выше.
2. Действие ногами присутствует на зарисовках кулачных бойцов бегло сделанных М.Ю. Лермонтовым в нач. 19 в. (26).

Описание "стенки", где бойцы бьют друг друга, ногами и коленками приводит:

1. А.И. Терещенко в сер. 19 в. см. выше

2. Похожее описывает в романе "На горах" П.И. Мельников (А. Печерский) в кн. 19 в. "Кипит рукопашная… Не одними кулаками молодцы работают, бьются ногами и коленками, колотят зря по чём ни попало, лежачего только тронуть не смеют - таков закон на кулачных боях….Не до того было Панкратью, чтоб вступиться за брата: двое на него наскочило, один губы разбил - посыпались изо рта белые зубы, потекла ручьём алая кровь, другой ему в бедро угодил, где лядвея в бедро входит, упал Понкратий на колено, сильно рукой оземь опёрся, закричал громким голосом: "Братцы, не выдавайте!"

Встать хотелось, но померк свет белый в ясных очах, тёмным мороком покрыло их".

О применении ног в кулачных боях в 20 веке говорят полевые материалы этнографических экспедиций.

1. (Гвоздиков В.Д. 1925 г.р. уроженец с. Сорочино Белгородской области) "На кулаках бились, ноги так подцепляли, чтобы опору выбить".

2. (Проскуряков И.А. д. Юшкова Тугулымского р-на Свердловской обл.) "Пинали ногами, куда попадёшь, выше пояса (били) бывало и в голову (били), бывало и лежачего долбанёшь".

3. (Разумов В.В. д. Казывань Бондарского р-на Тамбовской обл.)
"Раньше то деды рассказывали, ходили в лаптях, в которых нос (был) залит чем-то… Он лаптем ударит тебя, застонешь".

4. Базлов Г.Н. метериалы этнографических экспедиций ТвГУ (см. выше в разделе комментарии)

В качестве дополнения этнографическим материалам можно отметить руководство по самозащите И.В. Лебедева "Самооборона и арест" Пт. 1915 г. Ценность этой книги в том, что ряд приёмов имеют народные названия зафиксированные экспедициями ТвГУ в северо-западных областях России. В книге присутствуют удары носком, голенью, коленом, каблуком, удержания наступанием на ногу противника.

Особо хочется отметить источники, в которых упамянается применение ударов для добивания и затаптывания упавшего противника

Среди них:

1. миниатюра Радзивиловской летописи, где Ян Усмарь добивает поверженного на землю печенега топчущим ударом в пах.

2. указы против увечного боя "…Чтоб увечного бою не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б";

3. литературные произведения "..толпа зрителей, подбадривая свою сторону, и, вприпрыжку следуя за боем, будто невзначай дают пинки в бока лежащих на земле слобожан";

4. сообщения периодической печати "…бои часто бывают причиной смерти, потому что бойцы вкладывают в голицы камни и гири и немилосердно пинают ногами упавших в бою", "За ним (боем) идут уже толки, рассказы, кто кого тиснул, хватил, как поднёс с перцем… топнул по насердке лежачего!"


Подобное отношение к врагу нашло отражение в русской пословице "Плясать - врага топтать" и народной молитве во имя Господне "И повелел Авраам сыну своему Исааку: возьми прутья железные, побей и потопчи семьдесят семь еретических дщерей, чтобы они не шли в христианскую веру, христианской крови пить, жильные кости ломати".

География применения ударов ногами в кулачных боях представлена следующими регионами России:

1. Северо-запад (С-Петербург, Новгород, Тверь, Псков)

2. Северо-восток (Москва, Вологда)

3. Поволжье (Саратов)

4. Центральные районы (Тамбов, Белгород)

5. Урал

6. Западная Сибирь (Тюмень, Омск)

7. Северный Казахстан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-03, 23:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
В северо-западных, северо-восточных районах России, на Урале фиксации письменные и устные. В Поволжье, центральных районах, Западной Сибири, Северном Казахстане фиксации только устные. Такая широкая география позволяет говорить об общероссийской традиции применения ударов ногами в кулачных боях.

Удары ногами применялись:

1. в боях один на один
2. в сцепных боях, когда рассыпался единый строй стенки. "При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена..". "..начинают они борьбу кулаками, а вскоре…с великой яростью бьют ногами..". "Разгорелась потеха, рассыпались бойцы по лугу…".
В обеих ситуациях есть возможность для манёвра и эффективного нанесения ударов ногами.

Применялись следующие удары:

1. пинки

2. удары и толчки коленями

3. круговые удары сбоку

4. подсечки и подбивы

5. толчки и тычки стопой

6. удары передней частью голени (лытками)

7. удары назад каблуком, пяткой, прямые лягающие и удары снизу вверх

8. топчущие удары, наступания на ноги и нажимы.

Удары могут наноситься как правой, так и левой ногой.

Это можно проанализировать по описанным в боях ударам, и ударам запрещённым правилами ряда кулачных состязаний 19-20 вв. А так же действиям ряда детских игр, таких, например как "пятнашки ногами", "петушиные бои".

Удары наносили:

1. носком обуви

2. внутренней кромкой обуви

3. коленом

4. голенью

5. сводом стопы

6. стопой и каблуком

Толчки производили:

1. коленом

2. стопой

3. бедром

Нажимы и удержания производили:

1. коленом

2. голенью

3. стопой

4. каблуком

Топки производили:

1. стопой

2. каблуком

Удары ногами били:

1. в нижний уровень (по ногам, в пах)

2. в средний уровень (в живот, в грудь, по рукам, прикрывающим тело)

3. в верхний уровень (по голове, по шее)

По всей видимости, основными были удары в нижний и средний уровень. В верхний уровень удары наносились реже.

Защиту от ударов ногами выполняли:

1. разрывом или сокращением дистанции "Люди, которые, подвыпив, для забавы выходят на кулачки, … умеют делать такие прыжки, что смотреть на них, конечно смешно…".

2. применением захватов и переходом в ближнюю дистанцию "…Алёша… ухватил его поперёк дебелым руками да изо всей мочи…грянул бойца о землю".

3. нанесением встречных толчков, ударов, подставок руками и ногами "Они …ударяют друг друга, как боксёры в Англии и подставляют друг другу ноги…" "Характерны были также нестандартные защиты…руками от ударов ногами (мягкий блок…) Встречные удары пересечения ногами.

4. применением пассивной защиты с вероятным смещением в момент принятия на себя удара "Бойцы…, наносили друг другу жестокие удары, не обращая внимания, куда били их огромные кулаки или толкали ноги и колена" "Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли сносить побои и терпеть какие угодно удары".

5. применением уходов и увёрток "Кирша…разозлился, взял да и пнул ногой, Федюня… увернулся". "Характерны были также нестандартные защиты…от ударов ногами…"обкатка".

6. применением отмахивющих и запахивающих движений бедром (материалы этнографических экспедиций Базлов Г.Н. ТвГУ, Реммлер В.В. ОмГУ)(49) "Характерны были также нестандартные защиты ногами от ударов руками в нижнюю часть живота…". Плясовые коленца отмашки

7. применением удержания наступанием на ногу. Детская игр "пятнашки ногами"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-03, 23:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
Причины высокого травматизма и смертности на боях с применением ударов ногами

Удары ногами по ногам, тем более, обутыми в жёсткую обувь приводили к увечьям и травмам, наносимые в голову, а ещё хуже в пах, могли привести к смерти. (В Тверской области их называли "подкилок", "подкилки", с. Сельцо, д. Хмельники, д. Озера Удомельского р-на, с. Сеглино, д. Бели Бологовского р-на, зап. Базловым. Экспедиции Тв.ГУ 1996 г. В Тюменской обл. д. Шестакова Заводоуковского р-на "под килу". В Тамбовской обл. д. Казывань Бондарского р-на "под низ". Зап. Александровым А.) Возможно, такие удары были одной из причин высокой смертности на боях.

Поэтому в 18-19 вв. по поводу ударов ногами, особенно в пах, по-видимому, произошла определённая корректировка с помощью правил. Если в 16 в. С. Герберштейн и А. Гваньини описывали бои, где били по "детородным частям", после чего бойцов уносили бездыханными, то есть без сознания, либо мёртвыми, то уже в боях в 18-19 вв. Ф. Бергольц, И. Барков, А.И. Терещенко, А. Мельников (Печерский) об ударах в пах не упоминают. Хотя бои, если судить по их сообщениям, продолжают носить жёсткий характер.

Бойцы враждующих партий сводили правила боя до минимума. Бойцы дружественных партий, чтобы избежать травматизма, смертности, разжигания вражды ограничивали свои действия правилами. На корректировку правил, и поведение бойцов стремились усиленно повлиять запретами и осуждением духовные и светские власти.

Если с 13 века на Руси с кулачными боями как смертельной забавой сочетавшейся с языческими обрядами боролась церковь, то с 18 века за контроль кулачных боёв как увечной забавы взялось ещё и государство. Появляются требования на уровне указов, запрещавшие бить упавшего в бою и использовать в качестве оружия какие-либо предметы (см. выше).

Именно в это время впервые зафиксированы народные правила запрещающие бить ногами. Таким образом, и власти, и некоторые бойцы, вероятно, хотели снизить эскалацию конфликтов и мести между различными партиями бойцов кулачных.

Но видимо практика ограничения опасных действий с помощью правил и указов не везде имела силу, поскольку этими мерами нельзя было решить главного вопроса - это разрешение социальных конфликтов возникающих между бойцовскими артелями. Не случайно исследователь Сахаров И.П. писал что "Кулачный бой в русской семейной жизни считался удальством, приводившим некогда в гордость, и раздоры целые селения и города".

Причинами конфликтов между артелями были:

1. месть за смерть и увечья "Месть за убитого парня была не только обидчику, но и всей партии" "Мордвин…ударил…в левый бок, под сердце. Такие удары вгоняют рёбра в сердечную сумку и рвут лёгкое…Фёдор принял его как груз…Не я зачал - сам видел…- сказал Фёдор, подходя к противнику…. Раздался хляск… Удар был височный, результатом его была смерть".

2. вражда из-за сельскохозяйственных угодий между крестьянскими общинами "…крестьяне Ягодинской волости дрались с жителями западной стороны (Шершовской волости) за свою землю, на которой те поселились… Прежде крестьян принудила драться неволя постоять за свою собственность, потом эта неволя обратилась в охоту, охота в привычку и, наконец, привычка в страсть".

3. разбои и нападения на дорогах жителей одних деревень на жителей других деревень " - Доподлинно ль ты знаешь, Савка, - говорит здоровый красно-рыжий детина Илья Кузнец, первый пьяница и кулачный боец всей Ежовки, - доподлинно ль, говорю, ты известён, что нонешней ночью здесь пройдут гужевые с чаями?". "…Василий Большаков… задохнувшись от спешности и от бега, еле выговорил… Вересимовские сквозь деревню едут! И тут я не успел ахнуть. Болящий старец взвился с лавки прыжком, которому позавидовал бы даже двухлетний ягуар".

4. национальная вражда "…татарские и русские слободы были поселены по противоположным берегам озера Кабан. Бои эти доходили иногда до ожесточения, и, конечно, к обыкновенной горячности бойцов примешивалось чувство национальности".

5. обыкновенное раздражение, зависть, личная неприязнь "Кирша…разозлился, взял да и пнул ногой..."

6. возможно так же вражда на политической почве

Взаимоотношения между кулачными артелями и функциональная модель состязаний

Одна и та же артель кулачных бойцов могла быть настроена к одним партиям бойцов дружественно, а к другим враждебно. Одна и та же партия бойцов могла выступать в двух ипостасях: хранительнице состязательных традиций и "нарушительнице" этих традиций под влиянием обстоятельств "Эти мальчики, дети крестьян двух враждующих партий…К одной партии принадлежат крестьяне: села Ягодного, деревень Нерослихи, Ковалёвки и Белянихи; к другой: сёл Шершова и Гарышкина, деревень Видолейки и Тилинина".

Говорить о деградации традиций, пока существует коллектив бойцов, говорить не следует. В одних боях разрешались удары руками, захваты, подсечки и подножки, во вторых, только пинки и удары руками, в третьих, только удары руками, в четвёртых, ни о чём не договаривались, заранее зная возможный разворот событий. "…взрослые разгорячились и не могут вести бой правильно…началась драка - люди вспомнили взаимные обиды и насмешки, старую зависть, давние ссоры,…всё темное, накопленное измала друг против друга, освирепели и бьются злобно, как зверье".

Не всё, строилось на стандартных привычных местных правилах, многое, по-видимому, строилось на личных взаимоотношениях и личных договорённостях до начала боя "В Мологе уже с осени начинают сражаться друг с другом мальчики двух разных концов города.

В соответствии с предварительной договорённостью они вооружаются палками, затевают ссору и стараются обойти друг друга с двух сторон. Драка на кулаках и палках продолжается до тех пор, пока одна из сторон не обратиться в бегство". Вышеназванные обстоятельства сильно влияли на ход кулачных состязаний.

Функциональные модели кулачных состязаний по отношению к некоторым соседям временно или навсегда моглиизменяться под влиянием этих обстоятельств "…когда случалось одолевать татарам, то они преследовали русских даже в их избах и…тут-то …дрались уже чем ни попало. Такая схватка всегда оканчивалась бегством татар".

Видимо та расплывчатость, неопределённость и неоднородность правил боя, о которых писал Лукашов М.Н. применительно к средневековью, была в определённой степени характерна и для более поздних времён "По пробитии стены оставались на месте одни бойцы-молодцы. Их битва была ужасная. Одни из них схватывались, ломали друг друга, били в лицо - кровь лилась - и в разъярённом неистовстве вцеплялись за волосы, били под лёгкие и оба падали полумёртвыми".

Там, где отношения между бойцами или крестьянскими общинами выстраивались мирно, бои проходили с соблюдением различных правил и условий сохраняясь очень долго, там же, где была вражда, бои перерастали в длительные, продолжающиеся из года в год драки-кулачки. Поэтому и формула русского благородства "лежачего не изменяться под влиянием этих обстоятельств, относилась только к своим или дружественно настроенным бойцам.

Заключение

В 1832 г. указом Николая 1 кулачные бои, как забавы вредные были запрещены, но они всё равно продолжали существовать как в форме состязаний по различным, стандартным устоявшимся правилам, так и в форме боёв без особых правил. В обоих случаях бойцы могли толкать и бить друг друга и руками и ногами.

Такая ситуация была характерна до середины 20 века. Функциональные модели кулачных состязаний были неоднородные, расплывчатые. Они изменялись под влиянием различных обстоятельств, главными из которых были взаимоотношения между представителями кулачных артелей. Удары кулаками играли основную ключевую роль в действиях бойцов.

Удары ногами, хотя и были одним из решающих факторов, по отношению к бою руками всё-таки играли второстепенную, подчинённую роль. Почему бои и назывались "кулачные" или "рукопашные" (от сл. рука и махать). Не смотря на это применение ударов ногами в кулачных боях было общероссийской традицией.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-03, 23:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
Перспективы дальнейшего исследования

Данные выводы говорят нам о том, что историю развития русского рукопашного боя и его техники надо рассматривать с позиций состязательно-прикладной культуры, которая включает в себя состязательно-игровые бои, обрядовые бои, драки-кулачки, судебные поединки, увечные драки и бои в реальных боевых условиях.

Необходимо подробно рассмотреть вопрос формирования ударных навыков ногами в детских и юношеских играх, а так же играх и развлечениях взрослых, к числу которых относится пляс. Составить подробную классификацию техники ударов и защит основанную на объективных данных (письменных и устных источниках по состязательно-прикладной культуре). В технике ударов ногами выделить основные и вспомогательные действия, отделить их от ряда плясовых движений и игровых элементов, которые формируют определённые навыки действий ногами и кажутся в играх и плясе боевыми, но таковыми не являются.

Так же важно рассмотреть, вопрос применения ударов ногами в рамках европейских видов борьбы: греческого панкратиона, старого английского бокса, французского савата, валийского пурринга, шведской, немецкой и чешской борьбы, в которых применялись удары ногами.

Актуальность дальнейшего исследования

Изучения этого вопроса позволит объективно рассмотреть техническую сторону русского рукопашного боя, а так же поможет развенчать сложившееся мнение, что удары ногами характерные только для восточных и западных систем боя, были не характерны для состязательно-прикладной культуры русских.

Список литературы

1. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян 19-нач 20 в.: историко-этнографическое исследование М., Российская академия наук институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Макклая 1997 г. с.4
2. Лимонов Ю. Россия в западноевропейских сочинениях 15-17 вв. // Россия 15-17 вв. глазами иностранцев. "Лениздат"., 1986 с. 4
3. С. Герберштейн. Записки о Московитских делах // Россия 15-17 вв. глазами иностранцев "Лениздат"., 1986 с.72-73
4. А. Гваньини Описание Московии
5. Ф. Бергольц Народное гулянье под Москвой // Русский быт по воспоминаниям современников 18 в. 1697-1725 гг. М., 1914. Ч.1 с. 89-90
6. Терещенко А.И. Быт русского народа с. 59-60
7. Лукашов М.Н. И были схватки боевые: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. М., "ФИС" 1990 с.29,60,92,
8. Панченко Г.К. История боевых искусств: Россия и её соседи. М., "Олимп" 1997 с.351,365,357.
9. Лукашов М.Н. Указ соч. с.100,102
10. Белов А.К. Белов А.К. "усский кулак или как бились наши предки" // Спортивная жизнь России, 1989

Он же Славяно-горицкая борьба: Изначалие М., 1992
Он же Славяно-горицкая борьба: Искусство атаки М., 1994
11. Шатунов М.В. Русская драка ногами М., Терра-книжный клуб 1999
12. Грунтовский А. Русский кулачный бой. История, этнография, техника С-Пб Издательский дом "Нева" М., "ОЛМА-ПРЕСС" 2001 с. 61, 176
13. Горбунов Б.В. Указ соч. с. 77
14. Панченко Г.К. Указ соч. с. 368, 376,380,381,398
15. Тедорадзе А.С. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в. Тамбов 2002 г с.89,110,122,253
16. Тедорадзе А.С. Указ соч. с. 78,79,94
17. Бажанов Е. Кулачный бой // Физическая культура в школе. 1997. №7
18. Базлов Г.Н. Утаман снял серу шапку // Русский стиль. Боевые искусства. 1993. № 0
Он же. О боевом народном танце
Он же. История боевой пляски в присядку
19. Реммлер В.В. Традиционные единоборства сибирских казаков // Русский вопрос: История и современность. Сборник научных трудов Омск 2000г. с. 258
20. Манздяк А. Воинские традиции народов Евразии М., "АСТ". Минск., "Харвест" 2002 с.37
21. Сахаров И.П. Сказания русского народа М., Художественная литература 1989 с.59
22. Лукашов М.Н. Указ соч. с.102
23. Ровинский Д.А. Русские народные картинки СП-б., 1900. № 202
24. Грунтовский Указ соч. с. 259
25. Барков И. Ода "Кулачному бойцу"
26. Манздяк Указ соч. с.22
27. Терещенко А.И. Указ соч. с. 59.
28. Мельников П.И. На горах Минск. 1987. с. 509
29. Личный арихив Александрова А.В.
30. И.В. Лебедев, В.С. Ощепков Самозащита и борьба М., Гранд 2004 с. 25, 37, 57, 58, 92, 100
31. Панченко Г.К. Указ соч. с. 368
32. Панченко Г.К. Указ соч.
33. Горький М.А. Жизнь Матвея Кожемякина // М. Горький. Собр. Соч. в 30 тт. М., 1950. Т. 9. с.238
34. Чукмалдин Н. Из Тюмени // Тобольские губернские ведомости неофициальная часть 1863 №35 с. 289
35. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка С-Пб "Диамант" 1996 Т.3 с. 133
36. Минх А.Н. Народные обычаи, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии собранные в 1861-1888 годах. Саратов 1994 г. с.87
37. Терещенко А.И. Указ соч. с. 59.
38. Герберштейн Указ соч. с.72-73
39. Мельников П.И. Указ соч. с. 509
40. Бергольц Указ соч. с. 89-90
41. Мельников П.И. Указ соч. с. 509
42. Лукашов М.Н. Указ соч. с.102
43. Реммлер Указ соч. с. 258
44. Базлов Г.Н. Утаман снял серу шапку // Русский стиль. Боевые искусства. 1993. № 0
45. Бергольц Указ соч. с. 89-90
46. Герберштейн Указ соч. с.72-73
47. Бажов П.П. Широкое плечо // П.П. Бажов. Соч. в 3-х тт М., 1986. Т. 2. с. 157
48. Реммлер Указ соч. 258
49. Базлов Г.Н. Комментарии
50. Реммлер Указ соч. 258
51. Грунтовский Указ соч. с.116,120,124
52. Сахаров И.П. Указ соч. с. 175
53. Базлов Г.Н. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Деревенская артель бойцов-рукопашников (опыт реконструкции) М. 2002 г. с.36
54. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. М. 1991. с.20
55. Тибрин И.Н. Описание Ягодинской волости Княгининского уезда // Нижегородский сборник. Нижний Новгород. 1896. Т.2. с.383
56. Лухманова Н.А. В глухих местах // Очерки из народной жизни в Сибири: избранные произведения Тюмень., СофтДизайн. 1997 с.80
57. Успенский Л.В. Бей вересимовских // Л. Успенский. За языком до Киева. Л., 1988 с.325
58. Аксаков С.Т. Собирание бабочек (Рассказ из студенческой жизни) // С.Т. Аксаков. Соб.соч в 4-х тт. М., 1955 с.167
59. Бажов Указ соч. с. 157
60. Тибрин И.Н. Указ соч. с 383
61. Горький М.А. Указ соч. с. 244
62. Заленин Д.К. Восточнославянская этнография параграф 142
63. Аксаков С.Т. Указ соч. с.168
64. Терещенко Указ соч. с. 59.

И ещё для представления этих нижних ударов ногой, даю, ссылку (здесь есть рисунки), на их достаточно эффективное применение:

http://ruk-boi.livejournal.com/149229.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-03, 23:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
Инфа о технике ударов ногами в русбое.

Русский казачий бой:

"Ох, гхОворишь сынок,
страшен и силён в бою?
Ну, шож похгутарим,
Ага, приезжай пострел, посмотрю.
Меж домашних хозяйских дел,
Хлядишь чемуто авось научу.

Хоть пинками и ногами,
Хоть шо босотою,
Шо голутьбы голотою.
Ашо сапогами.

(1). Шо руце,
(2). Шо с косогорка,
(3). Шо ногами:
(4). Шо вьюжеце щусёнком,
(5). Шо метнутся захвостом,
(6). Шо током родником-ручейком,
(7). Шо пуржится метёлком,
(8 ). Шо смерчонком,
(9). Шо юлою крутанём,
(10). Шо заступом волчком,
(11). Шо заводь идём заводом,
(12). Шо скрутом завитком,
(13). Шо качнутся ковыльком,
(14). Шо тако бусатито удутце,
(15). Шо тати укорка,
(16). Шо чарица волхва,
(17). Шо ведуна волшба,
(18 ). Шо характерника-шептуна,
(19). Эх, смахни потицу со лба,
(20). И давай воротится-кружится,
(21). Шо веревами плетица,
(22). Хе лещом,
(23). Али лещицою,
(24). Хе плотвицою,
(25). Хе сазаном,
(26). Хе мнёвком,
(27). Хе ребрице подлещиком,
(28 ). Хе карасём,
(29). шо стерлядки мечетом,
(30). Бестолку лохом,
(31). Хе буй туром,
(32). Шо рыхля грядкою,
(33). А хе осетром,
(34). Али пескарём,
(35). Хе оплетком,
(36). Хе отбрыкнуться лягом,
(37). Хе пятою,
(38 ). Хе каблучком,
(39). Хе полестком,
(40). Хе подсеком,
(41). Хе подолком,
(42). Хе сариньимыском,
(43). Хе щекою,
(44). Хе подщокою,
(45). Хе тетеревком,
(46). Хе глухарём-токарём,
(47). Хе разводком,
(48 ). Хе кружалом,
Не смотри шо -
якобы резвости
мало в старом:
(49). Хе хортом,
(50). Хе берком,
(51). Хе оборотком
(52). Хе выхлестком-щукарём,
(53). Хе карасём,
(54). Хе барашком,
(55). Хе отхватком,
(56). Хе коньком,
(57). Хе плужком,
(58 ). Хе тяпкою,
(59). Хе резаком,
(60). Хе вывертком,
(61). Хе бедрышком,
(62). Хе ляжком,
(63). Хе задком,
(64). а хе и задником,
(65). Хе лодышкою,
(66). Хе мыщелком,
(67). Хе соколиком,
(68 ). Хе затопком,
(69). Хе кречетком,
(70). Хе кочетком,
(71). Хе рысюней котком,
А хе локотком,
(72). Хе коленце коленом,
(73). Хе воротком,
(74). Хе шмарою,
(75). А где кулаком,
(76). Хе перстком,
(77). Хе рюмкою,
(78 ). Хе отмашком,
(80). Хе дуркою,
(81). Так и шофом,
(82). Хе ковшиком,
(83). Хе журавком,
(84). Хе воротком,
(85). Хе топорищем,
(86). а хе топорком,
(87). Хе шестепером,
(88 ). Хе гребешком,
Ах, да, могем
и перначом,
(89). Хе в пол-руце,
(90). Хе серпом,
(91). А хе косарём,
(92). Хе кистеньком,
(93). Хе молотком,
(94). Хе клевцом,
(95). Хе цепком,
(96). Хе резаком,
(97). Хе бортком,
(98 ). Хе секачом,
(99). Хе сохато лосём,
(100). Хе ласкою,
(101). Хе куницеопаскою,
(102). Хе русаком,
(103). Хе стрекачом,
(104). Хе ивицею,
(105). Хе сосенки лапою
(106). хе ветелком,
(107). хе прутком,
(108 ). хе плетком
четырхвосто ремешком,
(109). Хе мазУрки мазком,
(10). Хе передком и лбом
(111). А где задом и плечом.
Ну, вот и все -
аз и буки и веди,
с уроком"...

"Среди кулачного я боя
Узрел тычков, пинков героя"
И. Барков ода "Кулачному бойцу
"

"НАУЗ (Заговор) ратно мужа снаряженна во сражена на войну на ратьбу на боротьбу на гульбу на битву на молодецку забаву".

"Ах, моя рата крепка, моя сноровка легка, молодецкая удаль резва, молодецкая поступь сильна, Ах, течёт вода, яко коло окрест, округ мельничная. Ах, камень горюч Алатырь; Ах, молодец богатырь, Дух духом вью, всех пинком перешебу, Ах, по живу, Ах, по здорову, нет никого, я один, посредь грому".

О ударах ногами в заговорах народных

Для заговора такого манерно и характерно хотьба защититься не только от остра оружия, но и от, борца и кулачного бойца ратоборца.

О ударах ногами - упоминания

по - Александров А.В. "Удары ногами в кулачных боях" и Базлов Г.Н. и другим.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-04, 00:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
О применении русскими бойцами пинков и тычков:

1. И. Барков ода "Кулачному бойцу" поубликованна в 70-х гг. 18 века.

2. Действие ногами в зарисовках кулачных бойцов бегло сделанных М.Ю. Лермонтовым в нач. 19 в. Вспомним и его отрывок из поэмы "Бородино":

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

............................................
1837
Михаил Лермонтов. Избранное.
Всемирная библиотека поэзии.
Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

О самом бое и схватках мало в поэме вроде, о деталях, но дух сражения схватки, состояния бойца показан ярко.

1-во. - "Русские имеют обычай показывать на общественных увеселениях, кроме других упражнений, так же свою ловкость и силу в борьбе. Они не только стремятся схватить друг друга и повалить, но ударяют друг друга, как боксёры в Англии и подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приёмов для победы над противником".

2-ро. Удар ногой "с носка" в казачьем и русском бое из текста лубков к картинкам конец 17го начало 18-го вв. из собрания Д.А. Ровинского. Лубок № 202 "Кулачные бойцы - казак дерётся с солдатом". В данном тексте так же не исключён удар ногой в лицо.

3-е. Уже удар-подсечка "с носка" упомянута в частушках под драку

В северо-западных, северо-восточных районах России, на Урале фиксации письменные и устные.

В Поволжье, центральных районах, Западной Сибири, Северном Казахстане фиксации только устные.

Такая широкая география позволяет говорить об общероссийской традиции применения ударов ногами в кулачных боях.

В одних боях разрешались удары руками, захваты, подсечки и подножки, во вторых, только пинки и удары руками, в третьих, только удары руками, в четвёртых, ни о чём не договаривались, заранее зная возможный разворот событий. "…взрослые разгорячились и не могут вести бой правильно…началась драка - люди вспомнили взаимные обиды и насмешки, старую зависть, давние ссоры,…всё темное, накопленное измала друг против друга, освирепели и бьются злобно, как зверье"

Не всё, строилось на стандартных привычных местных правилах, многое, по-видимому, строилось на личных взаимоотношениях и личных договорённостях до начала боя "


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-04, 00:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 01:32
Сообщения: 7
"По пробитии стены оставались на месте одни бойцы-молодцы. Их битва была ужасная. Одни из них схватывались, ломали друг друга, били в лицо - кровь лилась - и в разъярённом неистовстве вцеплялись за волосы, били под лёгкие и оба падали полумёртвыми".

Там, где была вражда, бои перерастали в длительные, продолжающиеся из года в год драки-кулачки.

Поэтому и формула русского благородства "лежачего не бьют" относилась только к своим или дружественно настроенным бойцам.

Функциональные модели кулачных состязаний были неоднородные, расплывчатые. Они изменялись под влиянием различных обстоятельств.

1). Удары кулаками играли основную ключевую роль в действиях бойцов.

2). Удары ногами, хотя и были одним из решающих факторов, по отношению к бою руками всё-таки играли второстепенную, подчинённую роль.

3). Данные говорят о том, что историю развития русского рукопашного боя и его техники надо рассматривать с позиций состязательно-прикладной культуры, которая включает в себя состязательно-игровые бои, обрядовые бои, драки-кулачки, судебные поединки, увечные драки и бои в реальных боевых условиях.

4). Необходимо подробно рассмотреть формирования ударных навыков ногами в детских и юношеских играх, а так же играх и развлечениях взрослых, к числу которых относится пляс.

5). Составить подробную классификацию техники ударов и защит основанную на объективных данных (письменных и устных источниках по состязательно-прикладной культуре).

6). В технике ударов ногами выделить основные и вспомогательные действия, отделить их от ряда плясовых движений и игровых элементов, которые формируют определённые навыки действий ногами и кажутся в играх и плясе боевыми, но таковыми не являются.

7). Рассмотреть, вопрос применения ударов ногами в рамках европейских видов борьбы: греческого панкратиона, старого английского бокса, французского савата, валийского пурринга, шведской, немецкой и чешской борьбы, в которых применялись удары ногами.

Изучение даст объективность рассмотрения тактико-технической особенности русского рукопашного боя, помогая развенчать сложившееся мнение, что удары ногами характерные только для восточных и западных систем боя, были не характерны для состязательно-прикладной культуры русских.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB