ПОЭЗИЯ ВАКА
В истории классической поэзии вака выделяют обычно три основных периода, связанные с появлением трех крупнейших антологий - "Манъесю"("Собрание мириад листьев"), "Кокинвакасю" ("Собрание старых и новых японских песен", сокращенно - "Кокинсю") и "Синкокинвакасю" ("Новое собрание старых и новых японских песен", сокращенно - "Синкокинсю").
Каждая антология отражает определенный этап развития японского общества: в "Манъесю" явственно проступают черты первобытного сознания, поэзия "Кокинсю" формировалась в кругу придворной аристократии с ее исключительной эстетизацией быта, а "Синкокинсю" возникла в период относительной стабильности после длительного периода смут и войн, связанных с борьбой за власть между родами Тайра и Минамото, когда в обществе было особенно острым ощущение недолговечности, бренности, мимолетности бытия. Каждая антология, развивая одну общую традицию, обладает особенными, только ей присущими чертами.
«Они похожи на драгоценности…»
Согласно преданию, первые японские стихи — «Вака» — были сложены великим синтоистским богом стихий Сусано. Этот таинственный громовержец присоединил землю Идзумо к Великой Ямата — так в древности называлась Япония. Таким образом, божественные поэтические распевы были явлены людям вместе с зарождением государства.
Стремление к предельной лаконичности и малым формам вообще характерно для японской литературы. Поэзия «Вака» не стала в этом смысле исключением. Как не вспомнить здесь о том, что краткость — сестра таланта. Когда поэт создает образ или передает мысль несколькими точными штрихами, оставляя место для воображения и мыслей людей, он открывает им путь к познанию мира и гармонии. Свершается некое таинство.
Это таинство особенно ярко и торжественно проявляется в уникальной японской традиции: ежегодно в императорском дворце устраивается «Утакайхадзимэ» — поэтическое состязание, в котором читаются стихи простых людей и императора. Во время состязания души императора и его подданных соединяются, они обмениваются мыслями…
Поэзия вака возникла в глубокой древности. В самых ранних памятниках японской письменности, относящихся к началу VIII века, - хрониках, сводах мифов, исторических анналах - были зафиксированы образцы поэтического творчества древних японцев. А в конце VIII века была составлена первая японская поэтическая антология "Манъесю", обобщившая опыт поэтического творчества японского народа примерно за четыре века (самые ранние стихи относятся к IV веку, самые поздние - к концу VIII века) и, по существу, определившая все дальнейшее развитие японской поэзии.
|