Цитата:
КУЕН
Глава школы Нят-Нам, профессор боевых искусств Нго Суан Бинь
Школа Нят-Нам имеет множество специфических Куен для отработки различной техники, например: Тай-са - "рука-змея", Тай-чао - "рука - тигриная лапа", Тай-дао - "рука-меч" и т.д. Особую специфику имеют Куэн высоких ступеней мастерства, например: Ма-куен - "призрачное ю", Ао-куен - "мнимое Тао", Хоа-куен - "цветущий Тао", в которых скрыты от непосвященных оригинальные тактические приемы, придуманные и отработанные в течение долгих лет нашими учителями - хранителями школы Нят-Нам. Каждый комплекс (Куен) содержит от 100 до 200 фрагментов (Тхыков), которые в свою очередь включают в себя несколько движений, ударов или приемов.
Оружие в школе Нят-Нам рассматривается как средство удлинения рук, делающее их более жесткими, острыми и подвижными. Наши мастера умеют сочетать специфику различных Куен с преимуществами того или иного вида оружия. Они создали следующие виды Куен с оружием: Ма-кием, Хоа-кон, Лой-кон, Ву-тян-кием, Тхиет-кон и др. Школа обладает богатым набором упражнений, выполняемых с различным видом оружия, например: 9 Куен с мечом, 9 Куен с палкой, 5 с топором, и, кроме того, у школы есть оригинальный вид оружия, именуемый "Лента". Это действительно лента, изготовленная из куска специального шелка длиной от 1-го до 3-х метров с вшитыми на концах тяжелыми и твёрдыми предметами, позволяющими легко наносить неожиданные быстрые удары или парировать оружие противника. "Лента" - особенно удобное и скрытое оружие.
…ОТ АВТОРА. Анализировать, объяснять Куен нелегко, особенно трудно осуществить желание передать его совершенный дух, тем более, если учесть, что желание, обычно, субъективно и часто исходит от одной из сторон. Я помню предисловие к одной книге о Каратэ, а котором
автор — учитель писал: «Лучший метод обучения - вовсе не иметь столкновений. Надо уметь своим спокойствием победить конфликт — это самый надежный вариант защиты». В этих словах разумная и очень простая истина гармонии Вселенной. Учиться искусству борьбы нельзя просто «руками и ногами» или способом насилия. В древности люди занимались этим для защиты себя и других. Дьявол, живущий в каждом человеке, будет бессилен перед упорством и волей в закаливании характера. Спокойствие, стремление к добру и справедливости являются важнейшим содержанием в учебе искусству борьбы.
Сейчас соревнование в современных видах спорта проходят под лозунгом “Fair рlay” и это свидетельство высокого развития культуры человека, что даже важнее успеха. … я хочу более углубленно изложить не только проблему боевого искусства, но и основную идею, которая поможет занимающимся уловить смысл духа Куен, заключающийся в его движениях, разнообразности, чуткости. …
Профессор Нго Суан Бинь.
ГЛАВА I . КУЕН. Что такое Куен? Куен — это творчество, это умение найти во Вселенной нужное и приемлемое, это искусство превращений. «Всякое существо сильно своими индивидуальными качествами, которые способствуют восприятию и излучению энергии, превращению и существованию». Основываясь на этой идее, люди с давних времен наблюдали за природой, наблюдали за животными, перенимали их повадки, считая своими учителями.
Гибкость и прочность лианы, острие отсеченной поверхности бамбука, быстрота и ловкость обезьяны, гибкость и пластичность змеи, спокойствие и устойчивость медведя. Сила и смелость тигра и слона, мягкость и грациозность кошки, пластичность змеи, неопределенность облака, стремительность ветра, неподвижность горы — все это соединяется в Кхи (энергии), Ам-Зыонг (Инь и Ян), образует Вселенную и направлено в человека.
Когда мастера объясняют, что такое Куен, они говорят: «Небо и земля имеют все, надо только отворить двери своего сознания, понять, поставить на свое место». На первый взгляд такое объяснение кажется слишком абстрактным, непонятным, но если хорошо вдуматься, нельзя не согласиться с ним. В детстве я понимал Куен как последовательность непрерывных движений, приемов, ударов, рационально сочетающихся друг с другом и содержащих в себе подход к отработке мастерства.
Куен имеют различные направления:
— оздоровительное, или медицинское (Куен-зыонг-шинь);
— подражания (Куен-ньяй-конг);
— внешнее (Куен-нгоай-конг);
— для парных упражнений (Куен-зиао-фап);
— для развития интуиции (И-змак);
— с оружием;
— особое.
…Любая школа в своей системе упражнений имеет различные Куен «подражания», которые являются оригинальными древними методами тренировок. Например, китайские стили «дракон», «тигр». «черепаха» школы Шаолинь или 5 форм школы Винчун. Главной идеей китайской школы Удан является идея даосизма и конфуцианства, которая основана на теории Инь и Янь и рассматривает все явления мира соответствующим образом.
Сами названия наших Куен: «Куен тигра», «Куен змеи», «Куен танцующего облака», «Куен обезьяны», отражают, смысл Куен «отражения» школы Нят-Нам.
В выступлениях мастеров боевого искусства можно наблюдать множество движений, характерных для животных (захваты тигра, гибкое скольжение змеи, ловкие увертки обезьяны), которые на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле в течение долгих лет поколениями мастеров эти движения выбирались, систематизировались и шлифовались, чтобы стать «своими».
Идея «отражение» есть выражение любви к природе, желания самосовершенствования, она является сутью любви и культуры человека. В современной науке существует направление, которое называется «Биологическое отражение», рассматривающее и изучающее явления природы в приложении к человеку как частичке этой природы. «Повторение», в понимании мастеров Востока, это не формальное копирование каких-то движений, явлений, это умение управлять своей жизненной энергией до степени полного слияния с природой, когда микрокосмос растворяется в макрокосмосе и наоборот.
1-м этапом «подражания» является формальное повторение, затем человек устремляет взор внутрь себя, в свой духовный мир, преодолевая трудности на этом пути, творчески совершенствуется, постигает мир, а значит, становится его хозяином. Шагая по тернистой дороге постижения самого себя и окружающего мира, человек сближается с природой: дышит воздухом земли, наслаждается красотой и величием неба, ходит босиком по земле, питается ее дарами, пьет воду из реки, лечится травами. Это все так естественно и просто, как сама природа. Но осознать, понять и прочувствовать глубину и суть этой простоты может только мудрец.
Старые мастера в методике тренировки мастерства использовали в какой-то степени элементы мистики, магии и гипноза. Но, конечно, главную роль в достижении мастерства, в постижении великой мудрости единства всего сущего играет вера человека в могущественную и таинственную силу неба и матери-земли. Многие видят в медитации только ее внешнюю сторону, а поэтому она им кажется чем-то мистическим.
Медитация — это достижение внутренней гармонии, это величайшая концентрация воли, это высшее мастерство, которого может достичь только тот, кто понимает истину единения земли и неба. Ровная циркуляция внутренней энергии Кхи в системе энергетических каналов, урегулирование внутренних движений, уравновешивание соотношений между органами — это процессы, играющие главную роль в сохранении гармонии духа и тела, а значит здоровья человека. На этом понятии и базируется принцип лечения в восточной медицине.
Организм человека имеет способность самовосстанавливаться, и роль врача заключается в том, чтобы дать ему эту возможность, отрегулировав процесс движения потока Кхи, т. е. аккумулировать внутреннюю энергию в нужную часть тела или орган, где-то ее увеличить, где-то уменьшить, чтобы достичь равновесия в организме. Это приводит к ровному движению Кхи, и таким образом побеждается болезнь. В процессе психологического лечения или медитации, что близко к самовнушению, в организме обнаруживаются таинственные силы, возникновение которых невозможно объяснить современными законами физики. Сейчас это общепризнанный факт.
Еще одну черту следует подчеркнуть в «подражании». Это результат долгой практической «шлифовки» и избирательности, а не простая копия. Сильное и быстрое побеждает, оптимальное и рациональное остаётся и развивается. В многовековой истории войн одни государства одерживали победу над другими, благодаря своей «природной» силе. Эта несправедливость рождает активное желание самосовершенствоваться. Таким образом, боевое искусство существовало как секретное и драгоценное оружие, передаваемое из поколения в поколение, постепенно совершенствуясь и приобретая для каждого народа свои характерные особенности.
… Главными чертами вьетнамского народа являются патриотизм, гордость, свободолюбие и независимость. Это и есть причина победы вьетнамского народа в борьбе против иностранных агрессоров. Оригинальной чертой характера вьетнамцев является боевой дух и любовь к боевому искусству.
… В Куен есть Душа, дух, форма и сущность движения Кхи. … Тренировка Куен должна стать привычкой - обыденной и естественной, в которой мышление и действие слиты воедино, а руки и ноги развиты и подвижны: «руки и ноги, когда вытянуты, достигают бесконечности, когда согнуты — охватывают Вселенную».
… Нелегко понять скрытую сторону Куен, когда в жесткости скрывается мягкость, в статике — движение, в плавности и пластичности — сильный и неравномерный поток (то «удлинение», то «сокращение»), различие и, в то же время, единство составляют главный принцип противоположностей.
Так что Куен для людей Востока является искусством движения, гармонично сочетающим силу, ловкость, пластичность, выносливость в едином неделимом ритме, что рождает гармонию между человеком и природой. Куен формирует очищенный дух, доброжелательные мысли, любовь к людям.
… «превращение» Куен - несколько окружностей с общим центром символизируют распространение и, в то же время, единство Куен. 3 этапа - статика, распространение и слияние — отражают закон движения «единого» (Великий предел).
… единство и противоположность двух начал Инь и Ян: Инь противопоставлен Ян, Ян противопоставлен Инь и Инь охватывает Ян. Это выражает анализ и применение Куен, которые более подробно будут изложены дальше.
Сознание Куен. Анализ техники применения Куен.
Понимание о Куен должно исходить из его духовной идеи, которая выражается в гармонии движения по разнообразным траекториям. Трудно достичь желаемых успехов, если не отличать специфику тренировки Куен от других видов тренировок. Кроме того, метод тренировки Куен требует от занимающегося еще и личного подхода, старания, воли, способности понять и решать в каждой конкретной ситуации.
Человек считает себя естественным существом в природе, он открывает «дверь своей души», чтобы мог войти ветер; с голой головой и босиком ходит по земле, спит на воздухе, возвращается к природе в сливается с ней. Таким он и должен быть, когда тренирует Куен.
Когда я беседовал со старшими о таком понятии, как физическая сила, то часто слышал такие интересные выражения: «вода обтекает камень», «ветер не ломает камыш», потому что они легко изменяют свою форму под действием силы, как бы «уступают» ей. Или еще: «сколько не стучи палкой по барабану — не испортишь, но как легко уколет его маленькая игла».
В провинции Тхань-Нгэ я наблюдал очень интересный случай, когда парень, пользуясь лишь мелкими ветками бамбука, легко отбивал стрелы, непрерывно летящие в него из четырех луков. Один старик мне объяснил: «Внезапная сила имеет большой потенциал, как брошенная веревке с привязанным к ней камнем».
В Куен мягкость и жесткость надо понимать как отражение в воде двух различных предметов, сливающихся только тогда, когда вода неспокойна.
Сознание Куен должно быть очень подвижно и рационально, подобно тому, как отдельные звуки в руках опытного музыканта складываются в прекрасную мелодию.
Каждая тактика: жесткость против жесткости, мягкость против жесткости, перемещение тела для «приема» силы, отклонение для контратаки — требует тщательной отработки. Таким образом, каждый Куен имеет свой неповторимый характер, свою специфику. Нельзя необдуманно изменять порядок движений, только строгая последовательность действий создает совершенный Куен.
В Куен, где основная тактика — «жесткость против жесткости», требуются скорость, точность, жесткие прочные стойки, сильные удары, быстрое чередование приемов. При этом занимающемуся не обязательно быть гибким, ловким, чувствительным. В других Куен, где основная тактика — «чистая жесткость», занимающемуся требуются смелость и упорство, а также точное выполнение всех требований к упражнениям. В Куен, где основная тактика — «мягкость против жесткости» (переход мягкости в жесткость, жесткости в мягкость, т.е. чередование мягкости к жесткости), требования совсем иные. Кроме необходимой соответствующей формы стойки, положения рук, более важным являются чувствительность к прикосновению, интуиция, чувство скорости, направление удара противника для его отведения и максимального использование для контратаки.
Поэтому тренировка Куен «мягкого стиля» требует от занимающегося большой чувствительности, умения представить удар и, в зависимости от ситуации, войти в нужный образ: тигра, змеи, обезьяны. Тело становится податливым, подвижным, способным легко выполнять трудные движения по сложным траекториям.
В первое время тренировка этого стиля кажется трудной, неясной, но с каждым днем, побеждая лень и нетерпение, преодолевая трудности, познавая научную и прикладную сторону этого Куен, знакомясь с применением техники, основанной на сложных перемещениях тела с применением скольжения, поворотов, разнообразных ударов руками и ногами, вы научитесь воспринимать силу противника для достижения своей цели. Осознав это, вы откроете для себя новый увлекательный мир, полный света и радостной духовной жизни. Эта радость имеет и общественное значение, так как помогает многим в их трудной и безысходной жизни найти спасительный выход и открыть свою душу для нового восприятия мира.
… наши виды боевого искусства имеют свои специфические особенности. Например, техники Вуот-ти-ньян, Ванг-кот-тан, Ва-ха-бан из района Иэн-тхэ, благодаря накапливаемому веками опыту, могут успешно противостоять таким приемам китайского ушу, как «длинный меч», «длинное копье», «длинный кулак» или техникам Ланг-са-во, Ном-уп из районов Тхай-Бинь и Нга-Ан.
Если рассматривать разнообразные виды старинного оружия наших предков и сравнивать их с оружием китайских мастеров, то нетрудно заметить отличия и преимущества нашего оружия, особенно в ближнем бою, против более высоких и мощных противников. Когда исследуем старые виды тренажеров и другие различные приспособления для тренировки наших древних мастеров, то гордимся их знаниями, опытом и умением использовать всевозможные средства для достижения победы в борьбе за свое существование.
Разнообразные движения сопровождаются различными угрожающими криками, и это не просто повторение, копирование криков животных. Обычно такие психологические маневры имеют очень большое значение, особенно в начале боя. Этот эффект сейчас общеизвестен и часто применяется в современных видах спорта. Так называемые «кричащие» стили борьбы характерны для районов Мгэ-Ан, Тхань-Хоа, где и сейчас еще сохраняются многие формы этого метода тренировки.
Изучение древней архитектуры Вьетнама еще больше подтвердило мою уверенность в существовании отличительных черт культуры нашего народа, а том числе и боевого искусства. Поэтому, как и другие древние вьетнамские искусства, наше боевое искусство имеет следующие отличительные черты:
— принципы не жестко-механические;
— направлено к эффектам, но не формально;
— стремление к совершенствованию личных качеств.
Если наше боевое искусство сравнивать только с китайскими стилями борьбы, можно выделить следующие отличия:
во-первых, стойки подвижные, не слишком жестко и низко опирающиеся на землю, легко меняющиеся, неопределенные, легкие перемещения и вращения;
во-вторых, много обманных движений;
в-третьих, положение рук, приемы руками выражают идею защиты больше, чем нападения, и не имеют жестких правил;
в-четвертых, особенно если боец небольшого роста, а в поединке рациональнее использовать ближний бой, характерными чертами которого являются не сильные, высокие, далеко вытянутые удары, а движения, использующие технику скольжения, вращения, придавливания и приклеивания;
в-пятых, неопределенная техника перемещения, носящая обманный характер, в которой редки прямые столкновения, и прежде всего обеспечивается надежная собственная зашита.
Схема и формы перемещения не жесткие, а подвижные и зависят от конкретной ситуации.
Хочу отметить отличие вьетнамских видов боевого искусства от главных стилей китайского боевого искусства. С одной стороны, борьба людей маленького роста и слабой физической силы, которые используют собственные способности, чтобы победить, поэтому ее можно назвать «игрой без правил». С другой стороны, борьба рослых, физически сильных людей, в которой имеются четкие правила со стандартной системой упражнений, отработанных временем. В конечном счете, цена борьбы — это жизнь или смерть, что исключает всякие правила.
Из выше изложенных различий можно сделать вывод, что вьетнамские виды борьбы носят защитный, а не агрессивный, атакующий характер, поэтому Куен и тренировки являются необходимостью для существования.
… Куен — это последовательность непрерывных движений, расположенных в определенном порядке, что помогает занимающемуся развить хорошую координацию движений рук, ног, быстроту реакции, повысить физическую подготовку к выносливость организма, научиться хорошо управлять всеми частями тела, максимально использовать свой потенциал для достижения совершенства.
Куен содержат всю основную технику перемещения, стойки, связки, различные удары, которые ученик должен хорошо усвоить, чтобы в дальнейшем правильно использовать в конкретной ситуации и выбирать правильную тактику в каждом бою.
Техника Куен очень разнообразна. Выполняя какой-то конкретный прием, боец должен сочетать различные движения отдельных частей тела (рук, ног, корпуса), а также правильно выбирать ритм, направление и силу: медленно или быстро, сильно или легко, прямо или со стороны, близкая или дальняя дистанция, высоко или низко, обманное движение или прямой решительный удар, один удар или серия различных ударов. В Куен различны и формы перемещений: простой шаг, прыжок, падение или поворот. Все зависит от конкретной ситуации.
Метод тренировки Куен имеет 2 направления:
— тренировка чистой техники;
— тренировка с воображаемым противником.