2-е сопоставление - даты и биографии:
1970, Лос-Анджелес: Травма спины при тренировке (он повредил себе поясничный нерв). Доктор предупредил его о том, что такая травма означает необходимость лежать на спине и не вставать с постели, пока не исчезнет боль. Брюс оставался в постели 3 месяца. Но даже во время вынужденного бездействия его мозг оставался сверхактивным. Все эти месяцы он записывал свои мысли о боевых искусствах. Брюс Ли пишет «Цзе цюань дао» (Джит Кун До) — «Путь опережающего кулака», где в 8 томах излагает свое понимание «боевых искусств», приводит сотни тренировочных методов и концепций тренировок, посвящая целый раздел философии боевых искусств. В этой работе он широко использyет свою личнyю библиотеку из 3000 книг о «боевых искусствах», к которым он относил и бокс и фехтование.* После его смерти книгу «The Tao of Jeet Kune Do» - издаст его жена Линда. При том, что Брюс Ли не страдал тщеславием спортивных титулов и званий и рангов и не был участником спортивных – турниров, чемпионатов, соревнований, первенств, состязаний, и никогда не был чемпионом спортивных единоборств и разновидностей - кунфy, каратэ и тхэквондо, дзюдо, муайтай, савате, реслинга и др. За исключением в колледже Ля Саль и показательных выступлений в Лос-Анджелесе (Лонг-Бич) в 1968 годy. Происходили постоянные визиты мастеров, бросающих вызов Брюсу. Многие газетчики развлекали себя и толпу тем, что стравливали Брюса с теми, кто вызывал его на поединок. В том случае, если он отказывался, те же газетчики начинали издеваться над ним. В действительности он никогда не мог быть в выигрыше. Если он принимал вызов, то его обвиняли в кровожадности, если отказывался, то говорили, что он позер. Таким образом, как бы он ни поступал, это всегда становилось «желанной историей» для прессы. Фильм предполагалось отснять за 4 недели, но потребовалось на это 10 недель. Брюс Ли, в конечном счете, благодаря своим знаниям он и разработал и развил свое боевое искусство, собственный стиль кун-фу – Джит Кун До (Прерывание Пути Кулака или Опережающий кулак). Концепция Брюса Ли предполагала, что опытный боец, изучив свой стиль, оставляет лишь те методы, которые больше всего ему подходят, и реализует их в любой ситуации. Однако его "последователям" было нечего отбрасывать... Главный принцип ДКД гласит о том, что вместо того, чтобы блокировать удар и затем ударять самому, Джит Кун До соединяет эти 2 движения в 1-но. Такой принцип есть в любом боевом искусстве, и Брюс Ли это прекрасно знал. Именно поэтому джиткундо не является стилем, джиткундо - это термин, используемый одним практиком боя для объяснения своих мыслей другим практикам боя. Основных принципов джиткундо 3 - простота, прямолинейность и экономичность движений для достижения цели. Любой человек в любом боевом искусстве, если он следует этим трем принципам - он работает джиткундо. Брюс Ли делал это на основе винчун. Большинство нынешних "последователей Брюса Ли" не имеют базы для следования этим принципам, ибо они желают сразу "драться, как Брюс". Из-за ранней смерти Брюса это объяснение так и осталось незавершенным. После смерти Брюса Ли его мысли были извращены (зачастую - просто в результате непонимания) многочисленными последователями. То, что Брюс предлагал в качестве завершения пути, они поставили в его начало. Друзья Брюса по секции Ип Мэна, к которым перешли учиться ученики Брюса после его смерти, отмечали, что те не имели технической подготовки винчун, не умели реализовывать в движениях целостную силу всего тела (что было базовым в технике Брюса), однако желали немедленно драться, и при этом не хотели учить ничего классического, ибо так якобы говорил их учитель. Большинство из них даже не понимало, что Брюс Ли, когда говорил что классические школы ничего не стоят, просто использовал стандартный для школ китайских боевых искусств принцип. Hынешних "последователей Брюса Ли" можно разделить на 4-ре категории:
1. те, кто преподает то, что Брюс Ли демонстрировал на киноэкране (даже не подозревая, что Брюс демонстрировал в кино вовсе не то, чему он учил в своих секциях);
2. те, кто преподает "классику Брюса Ли" (обычно винчун плюс стиль богомола);
3. те, кто призывает развиваться и создавать собственное джиткундо ;
4. те, кто преподает что-нибудь свое и называет это "джиткундо" (на просторах СHГ это обычно всяческие смеси каратэ, кикбоксинга и самбо).
Сам он считал своё изобретение не стилем, а скорее методом, который применим в любом боевом искусстве и даже в уличной драке. Так, Джит Кун До - это в-первую очередь исследование и развитие. Это не стиль или система, джиткундо не имеет собственных приемов. Джиткундо - это проверка вашей собственной системы, чтобы сделать ее еще лучше и ускорить ваш прогресс. Многие этого не понимают, к сожалению. Среди его хорошо известных учеников были Dan Inosanto, Taki Kamura, и т.п. и знаменитости как, например Kareem Abdul Jabar, Robert Wagner, Steve McQueen, и другие...
1970, Гонконг: Брюс с сыном Брэндоном ненадолго возвращается в Гонконг навестить мать. Брюс был совершенно ошеломлен оказанным ему приемом. Он даже и не подозревал о том, насколько он популярен в Гонконге. Он не знал ничего и о том, что «Зеленый шершень» является самым популярным телешоу в Гонконге и Южной Азии, а он — любимым героем. Брюс становится суперзвездой.
В 1970 году Брюс Ли подписал контракт с Раймондом Чоу из студии "Золотой Урожай". 1-я серия под названием "Кулак ярости" побила все - рекорды в Гонконге и дала прибыль в 3,4 миллиона долларов. Эта картина в азиатском названии "Большой босс" бы ла снята на Тайване, и затраты составили на 10000 долларов меньше, чем затраты на учебный фильм, снятый специально для американской армии здесь же. Сюжет фильма прост: тема мщения, где события стремительно развиваются во 2-й половине. "Кулак ярости" последовал за "Китайской связью", которая побила все рекорды. посещаемости и прибыли.
1971, февраль, Индия: Кобурн, Силлифант и Брюс отправляются в Индию. В «Молчащей флейте» было много эпизодов, которые отражали жизнь Брюса. Сценарий рассказывал об эволюции, которая произошла с одним молодым парнем в ходе его занятий воинскими искусствами, о трудностях, которые он испытал из-за своего эгоизма и смелости, которою он воспитал в себе в жестоких смертельных схватках, и в финале о его духовном перерождении. Брюс отчаянно пытался отснять фильм о кунг-фу в Индии, но в итоге «Уорнер Бразерс» отказались от этой затеи.
1971, Гонконг: После отказа «Уорнер Бразерс» от фильма «Молчащая флейта», Брюс уезжает в Гонконг. В полнометражных фильмах Брюс Ли начал сниматься после возвращения на родину. Всё началось в роли в фильме «Большой босс», где Ли сам поставил все боевые сцены. Фильм имел оглушительный успех, и за ним последовало два других («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), завоевавших огромную популярность, сначала в Азии, а затем по всему миру. После грандиозного успеха «Зеленого шершня» в Гонконге, продюсер Раймонд Чоу подписывает с Брюсом контракт на два фильма – «Большой Босс» и «Китайский связной». Первоначально Брюсу в фильме «Большой Босс» была отведена не главная роль, но после первых же сцен режиссер предложил Брюсу главную роль. К тому времени Брюс уже понял, что единственный реальный путь популяризации его искусства борьбы лежит через экран. И, пожалуй, только энтузиазмом Брюса и можно объяснить, что фильм был доведен до конца. Снималась картина практически без сценария, а режиссер Ло Вэй, ветеран китайского кино, не терпел ни советов, ни критики. В ужасных съемочных условиях Брюс похудел на 5 килограммов, ссадины, полученные им при выполнении приемов, воспалялись и долго не заживали, беспокоила и старая травма спины. Но, несмотря на все это и непрекращающиеся конфликты с режиссером, Брюс работал самоотверженно. Ему, в частности, принадлежала идея снимать длинные эпизоды поединков неподвижной камерой с одной точки - так яснее было, что бои проводятся «живьем», без трюков и дублеров. Тогда же Брюс приобретает небольшую квартиру на Ман Ван Роад, 2. Его брат, - Ву Нган, - женится и тоже поселяется со своей женой в этой квартирке. Сын Брюса - Брэндон начинает посещать колледж «Ла Салль», где когда-то учился и сам Брюс. Завоевание мира кино Брюс Ли начал с Гонконга, куда приехал по семейным делам.
1971 Большой Босс (или: Кулаки ярости (USA); Кулаки славы (Europe)) - Ченг Чао-Ан.
1971, осень: Фильм «Большой Босс» завоевал огромный успех у зрителей. Он принес 3,5 миллиона гонконгских долларов только за первые 19 дней проката. Затем он побил все известные до этого времени рекорды, как в самом Китае, так и в таких городах, как Рим, Бейрут, Буэнос-Айрес. Все то, о чем мечтал Брюс, все, в чем он уверял своих друзей и знакомых, все то, что он намеревался сделать, — все то теперь было достигнуто или, по крайней мере, находилось в каком-то шаге от цели.
1971 год - Брюс Ли решил покинуть Соединённые Штаты и вернуться с семьёй в Гонконг в разочаровании главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest». Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и дать возможность самому осуществить постановку боевых сцен. Фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино.
1972, Гонконг: Огромный отклик у зрителей получил его новый фильм «Кулак ярости», известный также под названием «Китайский связной». Этот фильм побил все известные ранее рекорды, даже тот, который был установлен фильмом «Большой Босс». За тринадцать дней он перекрыл рекорд «Большой Босса» — 3,5 миллиона долларов и уже приблизился к 4 миллионам. Техника Брюса была еще более смертоносной, чем в «Большой Боссе», более драматичной, и у зрителей порой кровь стыла кровь в жилах. Его боевой крик, словно крик разгневанного леопарда или пантеры, холодил кровь. Его удары ногами и прыжки были еще более драматичными, чем раньше. Чоу доверил Ли снять ещё 2 фильма («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели ещё больший успех и сделали Ли суперзвездой. Для китайцев мгновенные, как блики молнии, удары кулаков Брюса Ли налево, направо дали повод называть его человеком с 3-я руками. В свою очередь друзья и знакомые Ли нередко называли его "человек с 3-я ногами" в поединке мало кому удавалось блокировать его молниеносные удары.
Во французском журнале "Бусидо", посвященном боевым искусствам, в специальном выпуске о Брюсе Ли приводился его послужной список 597 побед из 602 боев. Если он верен, то смело можно утверждать, что эти 5 боев он проиграл в юности потом он уже, не имел поражений. Брюс Ли всё время тренировался. Он постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой стиль джит кун до, старался привнести что-то новое в существовавшие техники боя. Брюс также впервые использовал в фильме нунчаки (часто рассказывается, что первые уроки он получил от Нишияма по владению нунчаку), чья смертоносная эффективность была продемонстрирована им во всей красе. 1-н из случаев уроков по 1-му из видов каратэ, упоминает - Jesse R. Glover, 1-й ученик и ассистент Брюса Ли, описывает этот интересный эпизод из биографии Брюса Ли: Брюс видел демонстрацию стиля Shotokan в исполнении Нишиямы, был очень впечатлён и после демонстрации подошёл поговорить с Нишиямой. Брюс никогда не рассказывал Гловеру, о чём был разговор. Но позже Гловер видел, как Нишияма демонстрировал своему помощнику что-то похожее на движения Брюса, и Гловеру показалось, что Нишияма не был высокого мнения об этих движениях. Брюс Ли, наоборот, всю дорогу домой говорил о технике Нишиямы. Нишияма произвёл такое впечатление на Брюса своим уровнем контроля тела, что Брюс начал тем же вечером тренироваться, чтобы достичь таких же гибкости и силы. Джесси Р. Гловер "Брюс Ли: Между Крылом Chun и Jeet Kun Делают, 1976, p. 58: " Он был настроен развить гибкость Нишиямы и владычество его ног. Брюс взял все доступные книги Каратэ, как обучать и растянуть ноги и посвятил несколько часов в неделю практике ноги".
2-й фильм сделал Брюса, пожалуй, 1-им из самых желанных (особенно для продюсеров) актеров в мире шоу-бизнеса. В ночь премьеры в Гонконге так много почитателей его таланта ринулись в кинотеатр, что огромный поток машин вынужден был остановиться, безнадежно рыча, в результате чего демонстрацию фильма пришлось приостановить на неделю, а за это время дорожные службы перевели поток машин на другие улицы. По окончании работы над «Большой Боссом» и «Кулаком ярости» Брюса больше не связывал никакой контракт. Успех «Большой Босса» и «Кулака ярости» еще раз убедил Брюса в том, что он должен создать картину, которая сможет заслужить признание общественности и одновременно заставит еще больше уважать мир боевых искусств.
Его, 3-ий фильм "Путь Дракона" был сделан специально для китайской публики. Брюс не хотел показывать этот фильм за пределами азиатского континента. В интервью журналу "Файтинг Старз" он говорил, что этот фильм американцы не поймут. В фильме "Путь Дракона" Брюс Ли выступает не только как исполнитель главной роли, Но и как сценарист и компаньон мистера Раймонда Чоу. "Возвращение дракона" - финальный бой между Чаком Норрисом и Брюсом Ли вошел в анналы классики кино. Любопытно, что голос Брюса Ли в первых 3 сериях не слышен: все объясняется тем, что фильм предназначался для многих стран, и поэтому актеры и Брюс Ли только раскрывали рот, а за них говорили актеры дубляжа. Когда фильм перестали показывать в Гонконге, то подсчитанная прибыль от его проката составила 5,4 миллиона долларов, превысив прибыль от фильма "Звуки музыки" в 2 раза. "Путь Дракона" 1-й фильм Гонконгской компании, снятый в Европе. После успехов на Востоке Брюс Ли стал сотрудничать с американскими режиссерами. Эти успехи круто изменили жизнь Брюса Ли. Он, его жена Линда и 2 их ребёнка стали занимать просторные апартаменты в районе, Кулвер Сити Лос - Анджелеса, в секции выходцев из Гонконга. Квартира Брюса Ли состояла из 11 комнат и огромного гимнастического зала. Брюс ежедневно проводил тренировки, чтобы постоянно быть в отличной спортивной форме. Из-за склонности к потере веса ему приходилось употреблять не которые напитки с белковыми примесями и питаться по усиленному белковому рациону. Он сам готовил для себя специальные порошки с белковой смесью, сухим молоком, яйцами со скорлупой, орехами и растительным маслом. Пил также смесь апельсинового сока и китайских горных трав. Брюс Ли наслаждался славой и деньгами. Он купил себе роскошный "Мерседес ЗД)" и заказал новый "Роллс-ройс" из Англии. Вместе с Линдой он коллекционировал предметы китайского искусства. Самой ценной коллекцией Брюса была его коллекция оружия и библиотека по боевым искусствам. На Востоке все боевые искусства основываются на философии Чань-буддизма (Дзэн в Японии), Даосизма и конфуцианства.
1972, Гонконг: Брюс настаивает на том, чтобы сценарий нового фильма соответствовал голливудским стандартам, однако когда он делает свои предложения к сценарию «Желтого тигра», а Ло Вей отказывается, то это окончательно рассоривает Брюса с режиссером. Это подталкивает Ли к созданию совместно с Раймондом Чоу собственной киностудии «Конкорд филм». В этом же году Брюс приступает к съемкам фильма «Путь дракона». Брюс делал фильм едва ли не в одиночку, выступая в качестве директора, режиссера, исполнителя главной роли и постановщика боевых сцен. Также для участия в этом фильме он пригласил с собой в Италию и Гонконг чемпионов США по каратэ Чака Норриса и Боба Уолла. Фильм был снят в Риме, а самая захватывающая сцена — в обители древних гладиаторов — Колизее. В течение 2-х недель все то, что планировалось отснять в Риме, было отснято, и вся группа вернулась в Гонконг работать дальше. Постановка драк была привилегией и специальностью Брюса. Он хотел быть только совершенным. Вначале каждая драка планировалась на бумаге, каждое движение под каждым углом зрения. Так, например, только его последняя большая дуэль с Чаком Норрисом потребовала 20 страниц инструкций. Он контролировал полностью всю работу над фильмом, ни одна деталь не ускользала от его внимания — дублирование, устройство декораций, выбор костюмов и т. д., и в заключение, он редактировал и монтировал фильм. В итоге фильм «Путь Дракона» перекрыл рубеж 5 млн. долларов. То, что Брюс Ли знал и понимал философию Чань буддизма, не вызывает сомнения. Он часто показывал свое искусство вместе с рассказами анекдотов и забавных историй. Не будучи религиозным, Брюс Ли оставался глубоко духовным, гармонично развитым человеком. Когда он закончил сниматься в фильме "Путь Дракона" в Италии, он намеревался немного отдохнуть и за тем начать работать над фильмом "Игра смерти". Однако, получив предложение от братьев Уорнеров, он принял участие в новой картине под названием "Приход Дракона", и фильм "Игра смерти" был отложен на некоторое время.
1972, Гонконг: Брюс начал работу над следующим своим фильмом — «Игра смерти», в котором он хотел собрать лучших мировых специалистов по боевым искусствам. В отличие от «Пути Дракона», ориентированного, по словам Ли, в основном на китайскую публику, на этот раз Брюс хотел сделать фильм международного класса. Он не слишком прислушивался к мнению тех, кто считал дурным знаком включать в заглавие фильма слово «смерть»: китайцы суеверны во всех сферах жизни и особенно в том, что связано с переходом в мир иной. Брюс пригласил сниматься вместе с ним в фильме его друга и ученика Карим Абдул Джабарра, — звезду американского профессионального баскетбола, и Денни Инносанто. Его друг Дэнни Иносанто в интервью одному американскому изданию говорил, что главным замыслом Брюса было утвердить идею, лежащую в основе его Джит Кун До: подлинный мастер выше любой традиции. Рабочие записи Брюса и некоторые его высказывания позволяют восстановить примерную схему задуманного им фильма. Действие происходит на острове. На верхнем этаже храма-пагоды находится похищенное сокровище. Путь к нему охраняют мастера разных боевых стилей. На 1-ом этаже соискателей сокровища должен остановить каратэка, на роль которого Брюс, по-видимому, хотел пригласить Боло Янг-Цзе. 2-ой этаж стережет специалист в области борьбы Хапкидо, в фильме — обладатель 7-го Дана Чи Хон Джой. 3-ий этаж опекает эксперт по Кунг-фу, 4-ым заведует мастер борьбы Эскрима, роль которого исполнил старый знакомый Брюса Дэн Иносанто. Последовательно преодолевая всех этих носителей традиций, герой (разумеется, в исполнении самого Брюса!) добирается до этажа, где его встречает «мастер без традиций», свободный боец, как таковой. Эту роль должен был исполнить Абдул-Джабар. Брюс решил, что трудно придумать что-либо более интригующее для зрителей, чем его схватка с противником, который почти на 2 фута выше его самого. Абдул-Джаббар был фигурой колоритной: он имел рост 7 футов 2 дюйма (около 220 см), в то время как сам Брюс был ростом всего 5 футов 6 дюймов (около 168 см). Карим с большим энтузиазмом откликнулся на это предложение, и в течение недели они придумали и отсняли 1-у из наиболее фантастических, наиболее прекрасных схваток, какие когда-либо были отсняты. Когда Брюс отснял сцены с драками, в его голове были еще только смутные наброски будущего сценария. Он предполагал, что в течение нескольких месяцев он сможет его доработать.
1972, декабрь, 28, Окленд: Умирает брат Брюса – Джеймс.
1972, Голливуд: Фирма «Уорнер Бразерс» предложила ему участие в съемках фильма «Выход дракона». Голливуд, наконец, спохватился. В картине должны были сниматься известный в Голливуде атлет Джон Сэксон, Джим Келли — чемпион мира по каратэ 1971 года, Боб Уолл - чемпион США 1970 года по профессиональному каратэ, Питер Арчер — чемпион национальной федерации каратэ, Янг Цзе — чемпион Юго-Восточной Азии и Анджела Маойинь, известная как «Леди Каратэ». Брюс согласился, помимо ансамбля звезд и высокого гонорара его привлекла также и возможность самостоятельной постановки всех батальных сцен в европейском фильме. "Приход Дракона" был снят в Гонконге за 10 недель, хотя планировалось отснять его за 4; такая задержка объясняется не трудностями самой съемки, а методами, которыми пользовались американские кинокомпании в Китае. Языковые проблемы оказались серьезным препятствием на пути создания фильмов, и только в апреле 1973 года этот сериал был закончен. Брюс Ли продолжал сниматься в кино и достиг огромного успеха, высшей точкой которого стал "Выход дракона", кинофильм, который завоевал международное признание, и вышел уже после смерти Брюса Ли в 1973 г.
1973, зима, Гонконг: В феврале 1973 года Фред Хеллер, директор фильма Роберт Клос, Джон Сэксон, Джим Келли, прекрасная актриса Анна Капри и Боб Уолл (исполнивший роль О'Харры) приехали в Гонконг, где в течение 13 недель изнурительной работы они отсняли фильм. Многих членов этой группы Гонконг потряс. Джим Келли был удивлен исключительно высокой преступностью, и особенно жестокостью молодежных банд. Банды, которые здесь называют «триадами», до крайности жестокие и злобные. Во время работы над фильмом произошло 3 ужасных инцидента, нанесших Брюсу не только физические, но и психологические травмы. Каждый из них, взятый в отдельности, были не более чем тривиальным, но в сумме они вряд ли помогли Брюсу. 1-й произошел тогда, когда он сильно поранил свою руку во время съемок драки с Бобом Уоллом. При постановке драки с Бобом Уоллом, Брюс должен был двигаться с исключительной осторожностью и точностью, так как Боб Уолл держал в руках «розочки» 2 бутылки с отколотым дном. Бутылок из безопасного стекла в то время в Гонконге еще не умели производить, и острые края настоящего стекла представляли реальную опасность, избежать которой позволяла лишь филигранная техника работы Брюса. К несчастью, во время 1-го из дублей Брюс нанес удар настолько быстро, что у Боба не было достаточно времени, чтобы отпустить бутылки. Голый кулак Брюса врезался в зазубренные осколки горлышка бутылки, и кровь хлынула из ужасных ран. Прошла неделя, прежде чем он снова смог приступить к работе. В другой сцене Брюс должен был схватить кобру. Ко всеобщему ужасу кобра укусила его. К счастью, у нее предварительно был забран яд, тем не менее, для Брюса это был не слишком приятный опыт. Вдобавок ко всем другим неприятностям, были также неизбежные стычки с мастерами, в том числе и с участвующими в съемках фильма.
1973г.- "Выход дракона" (во французском прокате - "Остров дракона"). Реж. Роберт Клоуз. На остров жестокого заправилы наркобизнеса и любителя боевых искусств Хана засылают борца-агента, сестру которого убили наемники Хана.
1973 год - прорыв участием Брюса Ли на мировой экран - `Выход дракона`- самый запомнившийся фильм. `Выход Дракона` - последний из фильмов, в которых снялся легендарный Брюс Ли. Именно на съемках этого фильма операторы были вынуждены пользоваться специальной аппаратурой, потому что обычные кинокамеры не успевали зафиксировать молниеносный удар Дракона.
1973, апрель: К концу апреля 1973 года Брюс более или менее решил для себя, что он вскоре вернется жить в Америку, где жизнь была менее напряженной и было больше возможностей. А раза 2 в год, возможно, будет возвращаться в Гонконг, и делать здесь свои фильмы, так как в Гонконге ему было легче все контролировать, там его авторитет был выше, а следовательно, у него было больше свободы в процессе работы над фильмами. Фантастические предложения сыпались на него со всех сторон, как из рога изобилия. Тем временем, ожидая реакции публики на «Остров Дракона», он уже работал над сценарием фильма «Игра смерти», намереваясь закончить его, а уже затем принимать какое-либо предложение.
1973, май, 10: В этот день Брюс работал на студии «Голден Харвест» на Хаммер Хилл Роад. Он был занят озвучиванием последних кусков «Острова», когда вдруг ему резко сделалось плохо. Брюс пережил как бы генеральную репетицию собственной смерти — он внезапно потерял сознание, дыхание его нарушилось, все тело сотрясали судороги. Он буквально задыхался. Глаза его были приоткрыты, но, ни на что не реагировали. Через некоторое время он очнулся. Брюс Ли перенес сердечный приступ.
1973, май, Лос-Анджелес: Было проведено полное обследование в Лос-Анджелесе у лучших врачей Америки. Опытные кардиологи, внимательно исследовав Брюс Ли, прописали ему дилантин лекарство, которое в основном при меняется против приступов эпилепсии. Они не обнаружили ничего, что не соответствовало бы функциям здорового тела и мозга. Др. Лэнгфорд говорил, что Брюс пострадал от отека мозга, т. е. увеличился объем жидкости, находящейся в черепе, что привело, естественно, к увеличению давления этой жидкости на мозг. Больше никаких повреждений не удалось обнаружить во всем организме Брюса. Напротив, ему сказали, что состояние его организма соответствует организму юноши 18-ати лет. В конце концов, врачи решили, что Брюс пострадал от конвульсий неясного происхождения. Обычным лечением в таких случаях является применение предписанных врачом медикаментов, которые немного снижают активность деятельности мозга (успокаивают). Это обследование в Лос-Анджелесе поставило диагноз эпилепсия Было прописано лекарство, но и оно не смогло спасти Брюса
1973, Гонконг: Брюс возвращается в Гонконг, чтобы вновь приняться за «Игру смерти».
1973, июль, 10, Гонконг: В этот день Брюс был на студии «Голден Харвест» и обсуждал сценарий фильма «Игра смерти» с Раймондом Чоу, когда вдруг услышал, что в соседней комнате находится Ло Вей. В течение долгого времени (начиная с его 1-го фильма в Бангкоке) Брюс и Ло Вей постоянно грызлись друг с другом. Брюс считал, что директор слишком тщеславный и эгоистичный человек, думающий лишь о том, как бы получше «попользоваться» актерами. Для Брюса в этом имени суммировались почти все недостатки китайских фильмов и Брюс мгновенно взорвался и побежал в комнату, где достаточно громко выложил Ло Вей все, что думал о нем. Удовлетворенный тем, что он выплеснул на него все свои чувства, Брюс вернулся в контору к Раймонду. Казалось, что инцидент исчерпан, но тут явилась жена Ло Вей, и атмосфера начала вновь накаляться. К тому времени, когда голоса их достигли самых гневных тонов, вокруг них собралась значительная толпа. Миссис Ло ушла к своему мужу, оставив Брюса кипящим от гнева и отчаяния. При нормальных условиях он быстро бы успокоился. Но вместо этого он вновь ворвался в съемочную комнату и поделился с Ло Вей еще кое-какими своими соображениями о нем. Директор обвинил Брюса в том, что тот ему угрожал физической расправой — абсурдное обвинение, конечно, но одно из тех, которые, как правило, завоевывают сочувствие у публики. Была вызвана полиция, явившаяся в сопровождении толпы журналистов. Ло Вей потребовал, чтобы Брюс подписал бумагу, в которой тот должен был гарантировать не причинение вреда Ло Вей. Брюс, отчасти шокированный и расстроенный случившимся, а также пытаясь побыстрее удалить журналистов из помещения, согласился подписать такую бумагу. Позже он «рвал на себе волосы» из-за этого, так как случись, что с Ло Вей, Брюсу всегда могли бы инкриминировать этот документ. Если бы Ло Вей был молодым мужчиной, то взрывной темперамент Брюса мог бы найти выход в драке с ним, но сама мысль о том, что он мог бы ударить и покалечить старого человека, лежит за пределами вероятности. Брюса попросили прийти на гонконгское телевидение, где снова этот инцидент стал предметом обсуждений. Пытаясь показать, насколько абсурдным является предположение некоторых репортеров о том, что Брюс пытался использовать против Ло Вей оружие, он решил продемонстрировать простой толчок плечом на одном из журналистов, предложив ему быть его ассистентом, тот сразу согласился. Брюс применил лишь малую долю той силы, на которую был способен, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы зрителям показались его действия чрезвычайно жестокими. На следующее утро газеты, жаждущие сенсаций, подали весь инцидент в крупных заголовках.
1973, июль, 18, Гонконг: В этот день талисман Брюса Ли, зеркальный человечек, стоявший на крыше его гонконгского дома и отгонявший от него злых духов, упал на землю.
1973, июль, 20, Гонконг: С 2-х до 4-х часов дня Брюс и Раймонд Чоу работали над черновым вариантом «Игры смерти» с тем, чтобы показать его в тот вечер Джорджу Лезенби. Бетти Тинг Пей исполняла в этом фильме 1-ну из главных ролей, и где-то около 4-х часов дня мужчины поехали к ней на квартиру обговорить детали предстоящей встречи с Лезенби. На квартиру Бетти Брюс приехал в совершенно нормальном состоянии. Втроем они засели за сценарий, отрабатывая детали. Позже Брюс пожаловался на головную боль, Бетти дала ему таблетку эквиагезика (сорт аспирина), в свое время Бетти прописал их ее личный доктор. Кроме этого Брюс не принял ничего за исключением нескольких легких коктейлей. Около 19 ч 30 минут вечера, когда Раймонд Чоу начал собираться в ресторан на встречу с Лезенби, Брюс снова пожаловался на то, что чувствует себя неважно и пошел в спальню, где вскоре заснул – и не проснулся. Натренированное тело не выдерживало нагрузок, и 10 мая 1973 года в помещении киностудии "Golden Harwest" с Ли случился припадок, после которого он несколько недель пролежал в больнице. Этот случай был предупреждением, которого Ли не услышал. И - наступила развязка. Его поклонники (на похороны пришло больше 25 000 человек) чуть было не сжили со света бедняжку Бетти. А она между тем была ни при чем - интрижки не интересовали Брюса Ли, жену он оставлял лишь ради кино и кунг-фу. После того, как стало известно о том, что Брюс Ли погиб, он в возрасте 32 лет умер в Гонконге, пресса словно взбесилась. Со всех сторон стали появляться всевозможные дичайшие теории и слухи, касающиеся его смерти. Говорили, что до него, наконец, добралась Триада, что завидующий ему шифу убил его "смертельным касанием", что его погубили наркотики, что на самом деле он не умер, а скрылся неизвестно куда... Но, Брюс Ли не был он связан и с мафией, и с торговцами наркотиками. * Результаты вскрытия не уменьшили, а скорее, напротив, увеличили количество кривотолков, касающихся смерти Брюса... Он скончался, не дожив до 33 лет. Брюс Ли - актер и мастер восточных единоборств погиб в результате трагической глупой случайности. Так не стало Маленького Дракона — человека, который заставил сотни тысяч людей встать на увлекательный путь познания истины, скрытой в «боевых искусствах».* Вскрытие установило отек мозга, происшедший из-за редкой чувствительности организма «самого здорового человека в мире» к компонентам таблетки от головной боли. Эта ситуация всем казалась настолько абсурдной, что его смерть тут же стала обрастать легендами куда более правдоподобными, чем истина. Ходили, например, слухи, что его убил другой мастер, но они не нашли подтверждения. Брюс Ли оставил после себя сына Брэндона, дочь Шэнон, 5 уникальных фильмов и 3 написанные им книги.*
20 июля 1973 Брюс Ли скоропостижно скончался от отёка мозга, не успев доснять очередной фильм «Игра смерти» - не закончен Брюс Ли фильм, был позже доснят с участием дублеров и вышел в 1978 году. Когда в 1973 году Бpюс Ли тpагически погиб, его сын унаследовал огpомную библиотеку, где наpяду с книгами по восточным единобоpствам было 140 научных тpудов, посвященных исключительно бодибилдингу!
1973, июль, 25, Гонконг: Официальная церемония похорон Брюса Ли в Гонконге была проведена для его друзей и поклонников, которых собралось более 25 тысяч человек. Брюсу был одет в китайский костюм, в котором он снимался в «Острове Дракона», он любил его и часто надевал, потому что чувствовал себя в нем очень уютно. Похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой молодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоубийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на английском и китайском языках: «Брюс Ли. Основатель Джит Кун До». Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмертную маску Ли и его личные вещи.
1973, июль, 30, Сиэтл: 2-я официальная церемония похорон Брюса Ли, где его тело было предано земле. Брюс был похоронен в Сиэтле на кладбище «Лейк Вью», находящемся на берегу озера Вашингтон, которое он очень хорошо знал и любил. Похороны в Сиэтле прошли намного тише и спокойнее. Собралось около двухсот друзей и родственников. Среди них были Стив Макквин, Джеймс Кобурн, Дэнни Иносанто, Таки Кимура и брат Брюса – Роберт Ли. На его могиле плита в форме раскрытой книги и надпись: «Твое вдохновение ведет нас к освобождению».* `Выход Дракона` - последний из фильмов, в которых снялся легендарный Брюс Ли.
1973, август в США, затем 11 сентября 1973 года в Гонконге: состоялась премьера фильма «Остров дракона». Брюс умер раньше, чем «Остров Дракона» появился на экранах кинотеатров. В действительности Брюс сам не подозревал какой прекрасной будет картина. Определенно, что и «Уорнер Бразерс» были поражены. «Выход дракона» лидирует по популярности во всем мире. Он обгоняет по популярности все фильмы этого года. В фильм было вложено всего 500 тысяч долларов, он принес на этот момент более 300 миллионов долларов. Стоит дать отповедь одному отечественному якобы «мастеру» в ответ на его заявление, где он, в интервью молодежной газете заявил, будто «Брюс Ли в фильмах все делает так быстро, потомy что вырезаны кадры». Это не так! Именно на съемках этого фильма операторы были вынуждены пользоваться специальной аппаратурой, потому что обычные кинокамеры не успевали зафиксировать молниеносный удар Дракона. Роберт Клауз пишет в своих воспоминаниях, что многие сцены с Брюсом снимались в «рапиде» (т.е. «замедленной съемкой»), потомy что камера не успевала «схватить» молниеносный удар Маленького Дракона — он был быстрее, чем 1/24 секунды.*
1972 - 1978 - "Игра смерти" (или: Игра смерти Брюса Ли; Прощай Брюс Ли: его последняя игра смерти) - съемки начались в 1972 г. и закончены после смерти Брюса в 1978 г., фильм доснят с помощью дублера (Юэнь Бьяо) - Билли Ло.
1978, осень: «Тигр умер, но остались когти тигра»,— говорят на Востоке. Дракон умер, но когти его и с того света еще раз дотянулись до экрана, чтобы оставить свой след: в 1978 году в прокат вышла, наконец, «Игра смерти», работу над которой Брюс не успел закончить (фильм был закончен при участии другого актера). О том, сколько материала было отснято самим Брюсом Ли, ходили довольно противоречивые сведения. На самом деле самим Брюсом было отснято только 28 минут, но представитель «Голден Харвест» в 1-м интервью заявил, что осталось только связать между собой законченные эпизоды, поскольку пригодной для монтажа пленки более чем достаточно для одного фильма. Но его оптимизм следует считать рекламным ходом кинокомпании, решившей заработать деньги на Брюсе и после его смерти. Плохое редактирование и слабые дублеры фактически разрушили сценарий фильма. Хотя его рекламировали как «дань памяти Брюса Ли», к сожалению, это не так. И все же, благодаря силе воздействия его имени, сборы от фильма по всему миру превысили 300 миллионов долларов. 1979 г.— «Игра смерти» Реж. Брюс Ли и Раймонд Чоу. Искусный боец, перешагнувший догмы всех видов борьбы, становится помехой могущественной мафии.
Брюс Ли прекрасно рисовал, был великолепным танцором, писателем, с отличием окончил колледж в Сиэтле, получив степень магистра философских наук, мудрость постоянства миропорядка жизнедеятельности в мироздании вселенной.* Его яростная манера боя не знала себе равных. Его боевой дух был неукротим. Хотя прошло уже много лет с момента его ранней смерти, Брюс Ли остается по - прежнему самой яркой суперзвездой боевых искусств. _____________________________________ * по тексту статьи Г. Музрукова, заместитель председателя Федерации ушy СССР в газете «Советский спорт» от 3 января 1990
_________________ Становится новое старым, потом промчатся года — И старое сменится новью: так было, так будет всегда. (Рудаки)
|