Цитата:
Vo Bihn Dihn
Это стиль, который пришел из провинции Bihn Dihn (сейчас Ngia Bihn). Он основан на предположении, что противник не вьетнамец, а значит намного выше и тяжелее. Поэтому боец Vo Bihn Dihn постоянно двигается, изменяет место нахождения, направление движения и использует контрудары, чтобы атаковать руку или ногу противника.
В результате многие стили китайского ушу получили признание также и среди вьетнамцев. Наиболее известными являются Вин-Чунг (Вечная весна), Лям-Шон (Лазурная гора), Тханг-Лонг (Богомол), Ба-Хак (Белый журавль), Хоанг-Лонг (Огненный дракон), Хонг-За-Куэн (Хун-цзя, или, на европейский лад, Хун-Гар).
Однако за десятки лет все они подверглись существенным изменениям под влиянием местных условий - поэтому их именно и называют теперь китайско-вьетнамскими.
Достаточно длительное общение с вьетнамскими инструкторами и мастерами убеждает, что в своем большинстве они люди крепкие, быстрые, уверенные в себе, веселые, жизнерадостные, доброжелательные. У них ясные глаза, гладкая кожа и волосы без седин, что свидетельствует о прекрасном здоровье.
Все они выглядят гораздо моложе своих лет. Пример этих людей показывает, к каким результатам может прийти обыкновенный человек, если практика искусства боя станет - образом жизни.
Заветы старых мастеров, указывающие верный путь, формулировались в своеобразных стихотворениях, одно из которых хочется привести полностью:
Тайны кулачного боя глубоки и сокровенны.
Как понять, что надо делать в яростной схватке?
Как постичь наилучшие способы зашиты и нападения?
Надо познать суть 5 первостихий и 2 начал,
Закалить свое тело и укрепить дух.
Надо научиться высоко прыгать, ловко падать и приседать.
Надо выучить все удары, приемы защиты и способы перемещения.
Для неуклонного движения вперед нужен упорный труд.
Лишь годами ежедневных упражнений изучишь все тонкости
И отточишь свое искусство до совершенств.
Даже в часы веселья, возле цимбал и чаш с вином, не забудь
Те 2 иероглифа: “Упорный труд!”
В бою недопустима ошибка ни в одном приеме;
Удары рукой подобны вонзающейся стреле,
Удары ногой подобны протыкаюшему насквозь копью.
Дистанция определяется ростом, длиной рук и ног.
Стремись обмануть противника.
Но главное - будь отважным,
Сражайся и побеждай, как герой.
Никогда не ставь себя выше других.
Будь скромным, вежливым, благопристойным,
Как подобает благородному и образованному человеку.
Меч воинского искусства ты сам берешь в руки,
Поэтому обязан не посрамить его славы.
Совершенствуй себя и защищай Отечество —
Вот достойное дело на всю жизнь!
Такой образ жизни называется “конг-фу” (вьтнамское произношение китайских иероглифов “гун-фу”), то есть самосовершенстование.
Нгуэн Лок говорил, что конг-фу есть каждодневное выполнение своей работы с постоянным стремлением сделать ее как можно лучше. Только такое отношение может привести к подлинному мастерству.
Конг-фу — это та капля воды, которая долбит камень...
Отсюда проистекает широкое употребление в качестве оружия предметов труда и быта: длинного шеста (бат), короткого цепа для молотьбы риса (лонг зян), дубинки (бонг), рукоятки от жернова (мок кань), двух широких коротких ножей для разделки туш животных (сонг дао), а также двух коротких палочек (тюй), заменяющих кастеты европейцев, вил (нья), топора (риу), лопаты (бут чи), грабель (буа као), металлической цепи, серпа...
В стиле Во-Бинь-Динь всего три основные стойки. Считается, что хороший боец должен быстро менять свои позиции, уклоняться, маневрировать. Тогда более массивный противник не сможет в него попасть и будет допускать промах за промахом.
Его самого легче всего поразить тогда, когда он промахнулся, то есть тактика “во-бинь-динь” зиждется на контратаках. Движения, в основном, прямолинейные, финты не используются, удары ногами выше пояса и прыжки отсутствуют.
Главное оружие тела - кулаки, локти, колени, стопы, голова. Удары мощные. Уходя или уклоняясь, стремятся бить по суставам рук и ног противника, в атаках и контратаках целят ему в пах, солнечное сплетение, ребра и голову.
Освоение стиля “во-бинь-динь” традиционно осуществляется в 4 этапа.
На 1-м из них изучают базовую технику.
На 2-м - комплексы формальных упражнений (кюйены).
Содержание 3-го этапа составляет работа на тренажерах и манекенах (подвесные мешки с песком или рисом, вкопанные в землю столбы и деревянные фигуры, расположенные треугольником).
4-й этап - это тренировочные поединки с одним и несколькими партнерами, в том числе и с вооруженными.
Полный курс обучения при ежедневных занятиях требует 8 лет (по 2 года на каждый этап), а сокращенный – 4-х (1 год - 1 этап).
Впрочем, бывало и так в старину, что в условиях военного времени этот курс сокращали до 4-х месяцев и даже до 4-х недель!
О качестве обучения при этом говорить уже не приходилось.
Большое внимание на всех этапах уделяется общефизической подготовке, особенно развитию силы и закалке тела.
Тело надо закалить настолько, чтобы боец мог ударом кулака разбить булыжник, ударом босой ступни сломать дерево, выдержать, не моргнув глазом, сильный удар палкой по обнаженному телу.
А силы должно хватать на то, чтобы легко выполнять формальные упражнения с алебардой весом в 30 цзи-ней (китайских фунтов), то есть 18 килограммов!
У настоящего мастера она летает в руках, словно перышко, ибо “в бою сила - это половина победы”, как гласит вьетнамская поговорка. Одним словом, “во-бинь-динь” технически относительно несложный, зато очень мощный стиль, предназначенный для жестокого боя насмерть.