Цитата:
"Русский стиль"
Некоторые способы использования перечисленных законов имеют названия:
• Пара сил - это способ приложения сил, например, при закручивании, силы направлены под углом.
• Разложение по векторам - части тела противника легче всего двигаются по определённым направлениям.
• Построение плоскости. Смысл - не останавливать движение, а сопровождать его, пропуская мимо себя. Это касается не только ударов.
• Знак вопроса - движение по характерной траектории.
• Запятая - траектория. Начиная движение от "хвоста" запятой, с уменьшением радиуса увеличивается скорость.
• Коромысло, тачка, пинцет - рычаги первого, второго и третьего рода. Всегда есть ось вращения, точки приложения сил.
• Волна - она и есть волна.
Тренировка заключается не в многократном повторении приёмов, а в осмыслении текущей ситуации и применении принципов Стиля А.А.Кадочникова.
Ситуацией могут быть не только противники, но и тяжёлый груз, который нужно нести много километров, лестница, по которой вы катитесь кувырком, автомобиль, пытающийся вас сбить, задача, которую вы должны выполнить.
Основное, что работает на тренировке - это голова, к концу занятия возникает характерное ощущение перегрузки информацией, голова устаёт думать:).
Реагируя на изменение обстановки или действие противника, вы пытаетесь учесть все факторы и действуете оптимально, по крайней мере, стараетесь так действовать. На тренировке все действия проводятся очень медленно, иначе не успеть выполнить анализ на уровне сознания. Очень много зависит от условного противника - при выполнении атаки все параметры - траектория, форма, направление, кроме скорости, должны быть правдоподобными.
Обучение начинается с подготовительных упражнений.
Это различные скручивания и другие специфичные движения, передвижения, падения, перекаты, упражнения для развития координации, чувствительности. Эти подготовительные упражнения являются базой. Упражнения выполняются очень медленно, с осмыслением каждого движения. Необходимо понимать, почему движение выполняется именно так, а не иначе.
Собственно процесс обучения выглядит следующим образом. Условный противник атакует (все равно как). Я оцениваю его и свое положение, все факторы, выбираю оптимальное действие. Если я не успеваете обдумать ситуацию, я прошу его замереть. Я решаю, что мне лучше выполнить шаг-подшаг и сопроводить его руку. Если противник стоял замерев, я прошу его продолжить и выполняю выбранное действие.
В процессе выполнения, так как мы оба движемся, ситуация и наши параметры меняются, это заставляет меня оценивать ситуацию постоянно. Пока я новичок, я не успеваю оценивать все факторы даже при очень медленных движениях противника и часто прошу его замереть. В процессе обучения тренируется способность анализировать и просьбы замереть бывают реже.
Таким образом, через сознание тренируется подсознание. В бою или иной реальной ситуации с реальными скоростями вместо сознания работает подсознание, и скорость обработки и анализа всех факторов неизмеримо возрастает.
В казалось бы одинаковых ситуациях действия могут быть различными. Используя ограниченное число принципов Стиля А.А.Кадочникова, словно из букв, составляется СЛОВО, являющееся ответом на атаку противника. Это даёт бесконечное разнообразие вариантов и свободу для творческого подхода в отличие от конечного числа приёмов-иероглифов.
Подразумевается, что при каждой новой атаке действовать придется совсем по-другому. Каждый раз действия будут отличаться и формой и содержанием, даже если на тренировке вас каждый раз атакуют одинаково. Очень трудно повторить ситуацию в точности - распределение веса на ноги, положение корпуса, рук и т.д.
При рассмотрении примеров обращайте внимание на все факторы: расположение конечностей и корпуса, направления движения, распределение веса и т.д. и для каждого снимка старайтесь ответить на вопрос - почему зеленый выбрал именно этот вариант.
Стиль А.А.Кадочникова - это комплексная система подготовки человека к действиям в одиночку или в составе группы при выполнении поставленной задачи или достижении конкретной цели.
Ошибочно рассматривать Стиль А.А.Кадочникова только как систему рукопашного боя.
Стиль А.А.Кадочникова изначально предполагает возможность подготовки без ограничений по половой принадлежности, возрастному цензу и состоянию физического здоровья.
Стиль А.А.Кадочникова базируется на знаниях законов механики, биомеханики, биофизики, психологии, поведенческих реакций человека во время конфликта. Она вместила в себе опыт поколений русских воинов, учитывает национальные особенности русского народа.
Составил Паутов С. А. , председатель
Кемеровской областной общественной
организации "Русский стиль"
Законы рукопашного боя.
1. Каждый боится того, чего он не знает:
2. Одинаковых противников не бывает:
3. Каждый хочет жить:
Рукопашный бой- это невидимое оружие, которого не видно, пока он не применен, и нельзя отобрать, пока человек жив.
Рукопашный бой - это вид ближнего боя и развитие физических и духовных качеств и наука фехтования и управления.
(А. А. Кадочников)
При выходах из захвата:
...Вращение на точках опоры... точка-вращение... точка-вращение... точка-вращение...
Это непринципиально, выйти можно и за счет силы, но с какими потерями. Ведь можно создать такие потери, которые на тебе отражаются!
-Кто придал ускорение?
-Ты, конечно!
Поэтому, вращаясь на точке мы что делаем?
-Уравновешиваем, то есть не создаем колыхания энергии.
-Такое впечатление, что ты стоишь (какая-то обездвиженность), ощущение немного гипнотическое... В то же время ты падаешь... Нет четкого ощущения, что на тебя давят...
Каратэкская работа:
Все ясно, ощущение давления есть, ты видишь, ты пропускаешь, пусть даже не успеваешь это видно.
Системная работа:
Здесь точек очень много, конкретной направленности практически нет, потому, что идет общее движение, и за точки цепляемся, мы не знаем, где эта точка вылезет, нет конкретного приложения энергии, как в ударе. Работа строится по дугам, поэтому где мы перекрестимся с точкой опоры на дуге- нам не известно, это будет зависеть от движения, а движения противника достаточно сложные трудно сказать...
Где-то пересечемся... Пересекаемся- появляется точка, идет вращение на этой точке...
Стратегически :
Идет постепенное внедрение, не пытаем решать проблему, - это порождает совершенно иную психологию. Не решение проблемы полностью и сразу (наскочил-сломал),- для этого надо быть в несколько раз мощнее и сильнее противника, а так, как правило, не получается...
Психологически:
Нормальная психика как на чувство полета, или падения реагирует?
-Состояние полета мы считаем временным, стремимся опять к устойчивости.
Здесь нужно психику немного перестроить. На стремление быть неуравновешенным. То есть состояние полета становится для нас нормой.
Но учтите, падение чем опасно?
-Оно бесконтрольно!
Поскользнулся замахал руками,- ведь не зря руками машет,- контроль ищет. В темноте - такое же состояние?
-Обязательно! Ориентиров нет, мы пошли, мы ищем точки опоры и, как только мы их находим,- тело автоматически начинает привязываться. Поэтому наши формы контроля при фазе полета- махания, поиск точек опоры,- носят дробный характер.
Пол, который служит нам наисильнейшей точкой опоры,- каким то образом все таки от него нужно отделяться. Полностью невозможно, мы же не взлетим, но ... это вальсирующий щаг, постоянный перекат- пятка-носок,- контакт с полом достаточно краткий.
Все движется, а когда тело движется, траекторию можно легко изменить:
Вы пошли и в момент движения, противник наносит удар, а у Вас тело не в статике, траекторию вашего движения можно легко изменить. Достаточно сдвинуться на милиметр, чтобы его удар прошел мимо. Это как автомобилем управлять- на ходу, когда это достаточно легко, или когда машина стоит и у нее даже колеса не крутятся. У нас та же самая история происходит, но тут нужна середина золотая, ведь если ты неуравновешен, можно влететь в инерционность, когда уже остановиться нельзя,- одна плоскость доминирует, вы летите и уже ничего не можете сделать.
-А вот этого достаточно,- в тренировках особенно, если на пол летишь, - максимум, если ты хорошо перекатываешься, ты можешь сгладить этот момент падения.
А ведь при хорошей работе, упасть вы должны так, как хотите (не туда, куда направляют). Это ваше право .
Надо учиться работать, не в коем случае не напрягая противника, чтобы не придать несвойственных ему движений, а то дернете его, а он подломится и упадет на вас,- масса таких примеров.
Управление и контроль - вот те "киты", которые позволяют нам работать.
Фазы полета-нельзя отделять ничего. Ну как можно рассуждать об общем красивом движении, Чехов писал, если у тебя в обуви соринка- вот вся ваша красота и грация потеряны из-за одной мелкой грани. Здесь то же самое: что-то ты не понимаешь, буквально какую-то фазу полета, но контроль у тебя в полном объеме отсутствует,-все, это смертельно опасно для тебя же. Т/е разогнаться можно таким образом, и влететь, что гораздо опаснее, чем если бы ты был уравновешен.
Очень сложно человека сдвинуть, если он статичен и в то же время, борцовская стойка, - они в общем-то " взрывные " . Для этого нужно что сделать?
• Его выводят из этого состояния,- на потягах и на ударах, удар его притормаживает, и потом , - растягивает. Ему нужно придать ускорение, чтобы он вышел из этой своей мощной позиции. Потому что вот здесь он- король !!!
• Пусть он не далеко действует, радиус работы узок, ограничен вытянутой рукой и ногой как правило. Он как в крепости. Вот, его надо оттуда вытащить. Это можно сделать движением, какими-то угрозами, либо же физическими действиями.
• Опять же мы что делаем?
• Мы заставляем его сделать такое движение, которое придаст ему неконтролируемое ускорение.
• Когда у противника появляется неконтролируемое движение, вы его контролируете.
• Один из двух в поединке, всегда контролирует...
(Записано во время беседы о Системе с Игорем Опалевым, г. Ленинск-Кузнецкий, 1991 год)
Биомеханика рукопашного боя
Школа А. А. Кадочникова, которую я имел честь посетить в апреле 1999г. дает эти вещи в большем объеме, лекции по анатомии, физиологии, биомеханике и правоведению перемешаны с тренировками таким образом, что лекционный материал практически сразу прорабатывается в зале.
Насколько возможно, я попытался обойтись без формул, изложив лишь общие принципы предмета.
Плоскости, оси, степени свободы
В трехмерном мире существуют три плоскости: фронтальная, горизонтальная, вертикальная.
Любое тело которое находится в пространстве, имеет 6 степеней свободы: 3 постоянных, вращательных вокруг трех осей.
Если тело закреплено в одной точке, то оно может совершать только вращательные движения (3 степени свободы).
Если тело закреплено в двух точках, то оно имеет одну степень свободы и пять степеней связанности.
Если тело закреплено в трех точках, у него шесть степеней связанности.
Оси вращения Плоскости движения Вид движения
Фронтальная Вертикальная Сгибание - разгибание
Сагиттальная Фронтальная Отведение - приведение
Вертикальная Горизонтальная Супинация - пронация, круговое,
Циркундукция
Все движения в суставах вращательные.
Движение происходит вокруг оси, в плоскостях, перпендикулярных этим осям.
Вся работа в суставах строится по принципу рычага. Все костные рычаги приводятся в действие при помощи мышц. Все мышцы работают при помощи рычагов.
Рычаги
Расстояние между точкой приложения силы и точкой вращения - это рычаг .
Рычаг первого рода - двуплечный (рычаг равновесия).
Модель сустава- крепление черепа к позвоночнику.
Рычаг второго рода - одноплечный ( бывают рычаг скорости и рычаг силы).
Рычаг скорости дает выигрыш в скорости при совершении работы.
Модель сустава: локтевой, с грузом на ладони.
Рычаг силы дает выигрыш в силе
Модель сустава: стопа на пальцах.
Виды мышечной работы
удерживающая преодолевающая
укрепляющая уступающая
фиксирующая баллистическая
Удерживающая, когда моменты сил равны
Укрепляющая, когда сила воздействия равна силе сопротивления.
Фиксирующая - одновременная работа мышц антагонистов, фиксирующая позу.
Преодолевающая, когда момент силы воздействия больше момента силы сопротивления.
Уступающая, когда момент силы воздействия меньше момента силы сопротивления.
Баллистическая - разновидность преодолевающей (взрывного характера).
Плечо силы это расстояние по перпендикуляру между точкой вращения и плечом оси.
Количество движения тела характеризуется способностью тела передавать движение другому телу. Количество движения - произведение массы на скорость.
Работа равна величине силы на расстояние действия этой силы.
Мощность - это работа, выполненная за единицу времени.
Кинетическая энергия определяет способность тела выполнять какую-то работу.
Упругая деформация - это способность тела за счет внутренних сил сохранять геометрические размеры.
При динамической нагрузке разрастаются мышечные волокна.
При статической нагрузке - соединительная ткань.
Биомеханические принципы ударной техники.
Если две силы, воздействующие на тело направлены на встречу друг другу, воздействуют в один и тот же момент времени и равны, они компенсируют друг друга, т/е, движения тела не происходит, но происходит деформация.
Задача перемещающих движений - задать максимальную скорость.
Конечная точность перемещения оценивается абсолютной и относительной погрешностью от заданной точки.
В результате действия импульса силы происходит движение тела.
При перемещающих движениях, происходят ударные действия.
Удар характеризуется временем соприкосновения. Если время соприкосновения меньше 100 миллисекунд, - это удар, если больше, - перемещение.
Степень упругого удара оценивается коэффициентом восстановления.
Центральный удар - такое взаимодействие тел, при котором направление действующей силы проходит через точку центра масс тела. В этом случае происходит линейное перемещение тела, относительно действующей силы.
Косой удар. При нецентральном ударе направление и точка действия силы обязательно не проходит через точку центра масс тела. При этом возникает момент силы равный произведению величины силы на диаметр, в результате которого происходит вращательное движение относительно точки центра масс.
Составлено на основе конспектов с семинара
"Биомеханическая модель базовых движений в рукопашном бое системы выживания А. А. Кадочникова"
АВТОР - Составил Паутов С. А. , председатель
Кемеровской областной общественной
организации "Русский стиль"
Белово 1999г.