Цитата:
Школы Vovinam Viet Vo Dao, Kim Ke, Vo Binh Dinh.
Историки, изучающие боевое искусство Вьетнама, обычно приравнивают первые сведения о происхождению страны к началу развития боевых искусств (первые поселения на этой территории датируются 2876 годом до н.э.); но только в Х-Х I веках н.э. на территории северной части современного Вьетнама возникло первое государство – Nam Viet, Dai Co Viet или просто Dai Viet.
Государство Dai Viet росло и становилось сильнее из-за продолжительных войн с горными племенами, кхмерами и Китаем. Больше всего войн было с Китаем. Иногда побеждали вьетнамцы, а иногда Вьетнам полностью был завоеван Китаем.
Угроза соседствующей империи постоянно вынуждала Вьетнам готовить войска, и, как результат сомнительной, но всегда близкой дружбы, многочисленные особенности китайской государственной структуры, философии и культуры были приняты вьетнамцами. Например, вьетнамцы воспользовались китайской системой государственных экзаменов.
Официальные лица обязаны были владеть кистью также как и мечом. Расписание военного образования включало в себя, в частности, рукопашный бой.
Начиная с XI века существовала академия (университет) боевого искусства в столице Thang Long (современный Ханой). академия готовила мастеров-учителей с дипломом «доктора боевых искусств». Каждый кандидат должен был сдать 11 экзаменов, затем он учился 3-5-лет до сдачи экзамена.
Это время также известно разнообразием соревнований и многочисленных трактатов о боевых искусствах. Наиболее известным является ‘ Linh Nam Vo Kinh’ (‘ Вьетнамские боевые искусства’) написанным в XVI веке.
Конечно, боевому искусству обучали и домашних школах и в буддийских храмах. Мы не знаем о различных стилях того времени, но традиция боевого танца до сих пор жива.
В то время боевые искусства знали как Vo Thuat (искусство рукопашного боя) Viet Vo Dao (боевое искусство ветов).
Многие боевые стили были созданы в XVI-XVIII веках, когда Вьетнам был разделен на несколько частей. Это была хорошая возможность для развития боевого искусства.
Многие боевые искусства встретились во время восстания Tai Son (1771-1788), возникшее за воссоединение государства. Мятежники обосновались в провинции Bihn Dihn, которая и по сей день остается местом большого количества боевых искусств.
Воссоединение Вьетнама произошло лишь в начале XIX века. Но в период с 1858 по 1884 Вьетнам был завоеван Францией и стал её колонией. Во время колонизации боевые искусства хранилась в тайне, и перенеслись только в домашние школы, где искусство передавалось только от отца к сыну.
Обучение хранилось в секрете, ученики клялись не использовать боевые искусства без серьёзной на то причины.
Возрождение традиций боевых искусств Вьетнама связывают с именем Nguyen Loc (1912-1960). Он родился в провинции S on Tay (недалеко от Ханоя).
В 1938 он создал клуб Vo Thuat для всех интересующихся людей (в том числе и иностранцев!). Свою школу он назвал Vovinam Viet Vo Dao.
В 1945 школа Vovinam Viet Vo Dao устроила показательные выступления в Ханое, и в последствии клубы Viet Vo Dao появились в северных и центральных регионах Вьетнама.
После смерти Nguyen Loc его лучший ученик, Le Sang организовал собрание мастеров в Сайгоне для осуществления плана распространения вьетнамского боевого искусства по всему миру.
В 1972 году появилась европейская федерация Viet Vo Dao, а в
1980 – соответствующая ей всемирная федерация Viet Vo Dao (президент Phan Hoang).
Сейчас 90% клубов всемирной федерации Viet Vo Dao практикуют Vovinam. Другие - Thanh Long (сильный дракон), Han Bai (белый журавль), Tran Mihn Long и Nguyen Trung Hoa (семейные школы).
Во Вьетнаме наиболее популярными школами являются Vovinam, Kim Ke и Vo Binh Dinh. А также существуют около 30 школ, которые не так знамениты.
Nguyen Loc создал свою школу на основе местной школы в провинции Shontei ,а также на основе большого количества различных техник, которые он увидел путешествуя по стане, о чем нам рассказывает трактат ‘ Linh Nam Vo Kinh’.
Техника Vovinam известна своими знаменитыми приемами ногами – размахами, блоками, «ножницами» на разных уровнях, ударами в прыжке, атаками с запрыгиванием на противника в самом конце поединка.
Помимо чисто вьетнамских стилей боевых искусств существует и другие ( Thieu Lam , Bach My Phai ). Эти школы были популярны среди китайцев, которые жили во Вьетнаме. Также позднее, после образования Народной Республики Китай, некоторые мастера иммигрировали во Вьетнам и развили там свои школы : Mei Hoa ( Meihuaquan ), Vin Tsun ( Yongchunquan, также известная как Wing Chun ).
ВОВИНАМ-ВЬЕТВОДАО
Наиболее широко распространенный во Вьетнаме и за его пределами стиль вьетнамских боевых искусств (Во-дао, или Во-Вьетнам). Основал в 1938 году мастер Нгуэн Лок (1912-1960). Это «синтетический» стиль, источниками которого стали несколько старинных стилей вьетнамского рукопашного боя, заново переосмысленные на основе классического трактата XVI века «Лин Нам Во Кин».
Обычно называют 4 таких стиля: Тай-шон Нян (Феникс Западной Горы), Ким Ке (Золотой Петух), До Нхан (Одноглазый), Са Лонг Чыонг (Сила Дракона Песков).
В ближнем бою стиль вьетводао-вовинам отдает предпочтение ударам локтями, коленями и головой, широко использует подсечки и подножки, болевые приемы и броски.
На дальней дистанции — удары кулаками, пальцами, стопами. Своего рода «визитной карточкой» стиля вовинам являются так называемые «ножницы» (донг-чан) — подбивы и захваты противника ногами по всем уровням — от стоп до шеи.
Известно более 20 вариантов таких «ножниц», в том числе с запрыгиванием на шею более высокому по росту противнику! Соответственно, важное значение придается укреплению ног и прыжковой акробатике.
Однако главное, что сделал Нгуэн Лок — он поставил во главу угла духовное и физическое развитие человека через практику боевого искусства. Иными словами, он сделал то же самое, что и знаменитый Фунакоси Гичин («отец японского каратэ»), превративший технику рукопашного боя в Путь пустой руки, то есть в систему самосовершенствования: «Если ты хочешь изменить мир, то начни с изменения самого себя».