О́мото, или омото-кё (яп. 大本教, おおもときょう – о:мотокё:). Омото-кё с японского переводится как "как «учение (кё) великого (ō) начала (мото).
Религиозное учение, возникшее в конце XIX века в Японии. Иногда считают эту религию „реформированным синтоизмом“, сектой религии синто, но по доктрине сей религии, это вполне самостоятельная религия, с синто имеет схожесть только обрядовую, да и некоторые праздники переняла в синто (подобно как бахаи в исламе). Возникла эта религия в 1892 году.
Нао ДЭГУТИ
Создателей-пророков этой религии двое — мужчина и женщина, независимо друг от друга получившие весть от Бога.
Неграмотная женщина Нао Дэгути (1836—1918) написала под руководством высших сил святое писание омото — „о-худэсаки“ алфавитом катакана.
Мужчина, священник синто Киссабуро Уэда, получил информацию свыше, что должен найти эту женщину для проведение в жизнь нового учения.
Встретившись с Нао, он женился на её дочери и принял имя Онисабуро Дэгути. (1871—1948).
Онисабуро ДЭГУТИ
Омото нельзя отнести конкретно к монотеистическим или политеистическим религиям. Доктрина её признает высшего единого БОГа, ниже есть два Бога Идзу и Мидзу (огонь и вода, ин и ё) — вместе они составляют „троицу“.
Ками-богов рангом пониже можно сравнить с ангелами, архангелами, серафимами европейских религий.
Хранительница Веры считается проводницей Бога Идзу ( мужской энергии), а мужчина первосвященник — проводник Мидзу ( женской энергии).
Это, якобы делает религию мягкой, ненасильственной, ненавязчивой. Действительно, в годы 1930—1940 в милитаристской Японии омото выступала под пацифистскими лозунгами и подвергалась преследованиям, вплоть до арестов и разрушения храмов.
Ныне омото ведет активную экуменическую деятельность по межрелигиозному диалогу. Главный слоган омото: „Один БОГ, единый мир, общий язык общения“. В связи с этим омото активно использует и развивает международный вспомогательный язык эсперанто.
Главный храм расположен в городе Аябэ, Япония. Духовный центр в г. Камэока.
В омото-кё принята преемственность по женской линии. В своё время сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переменованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор Первосвященником оомото-кё становится муж дочери по женской линии, идущей от Нао Дэгути, а Хранительницей Веры одна из дочерей.
C 2001 года во главе омото стоит Пятая Хранительница Веры Курэнай Дэгути:出口紅.
В настоящее время Омото получает распространение и вне пределов Японии: Бразилия (Сан-Пауло), Филлипины, США, Беларусь (Минск), Того, Непал, Индия, Шри-Ланка, Нигерия и др.
Если в Бразилии и на Филлипинах общины основаны выходцами из Японии, то в других странах общины Омото-кё возникают благодаря языку эсперанто (Омото активно себя в эсперанто-движении проявляет себя) и через секции айкидо, в духовной основе которого лежат постулаты Омото-кё.
Главным праздником в Омото-кё является Сэцубун. В Японии в храмах Омото-кё в этот день монахи зачитывают тысячи листков хитогата с нарисованной стилизованной фигуркой человека, с именем последователя учения Омото, присланными ими со всех концов мира.
Эти листки позже будут брошены в воды рек и грехи заполнивших эти листки будут смыты водою (Мидзу). Благодаря постепенному распространению Омото в мире, Сэцубун отмечают и в других странах.
Уэсиба и Онисабуро Дэгути совместно медитируют. Морихэй исполняет тинкон-медитацию (особое сплетение пальцев тинкон)
Основной формой медитации в Омото-кё является тинкон-медитация, визитной карточкой которой является особое сплетение пальцев.
О наименовании
Сосоздатель оомото-кё Онисабуро Дэгути собственноручно начертал наименование религии латиницей, ставшее общепринятым вариантом. По аналогии на русском языке и даже на монгольском (кириллица) самонаименование пишется с двумя о в начале, по-японски хираганой встречается написание おほもと[8], где ほ обозначает долготу звука О по правилам использовавшимся до реформы японского языка после Второй мировой войны.
Интересные факты
Во время похода в Монголию в 1924 году в поисках не то Шамбалы, не то Места для основания государства Майтрейи, Онисабуро Дэгути объявлял себя воплощением (потом яко временным) этого будды Мироку (японское наименование этого будды). Он даже в поход отправился верхом на белой лошади, как предсказано в буддистской мифологии.
Имеется даже икона с его изображением в образе будды Мироку. В то время там шла война, Япония оккупировала часть Китая и создала марионеточное государство Манджу-го. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу и обратный путь в Японию.
В оомото следуют принципу „через искусство к БОГу“.
Поэтому в оомото нет даже прямой пропаганды религии, считается достаточным приобщение к истинным культурным ценностям и развития всех видов культуры. Все руководители оомото увлекались тем или иным видом искусств, чаще всего чайная церемония, гончарное дело, каллиграфия.
Боевые искусства особо в почете в оомото.
Можно считать, что айкидо является идеальнейшим воплощением принципов ненасилия оомото, которые гениально смог переложить на технику будо Морихэй Уэсиба. В оомото боевые искусства объединены под наименованием оомото-будо (боевые искусства в оомото, или кэмпо в оомото).
Важнейшее кредо в оомото написано на камне в храме в г. Камэока на языке эсперанто: „Unu Dio, unu mondo, unu interlingvo“ — „Единый БОГ, единый мир, единый язык общения“.
Это можно передать ныне и так: „Монотеизм, глобализация, эсперанто“. Учеником Онисабуро Дэгути был Морихэй Уэсиба, создатель айкидо. Именно доктрина омото-кё легла в основу кэмпо ненасилия.
Айки-храм в Ивама, префектура Ибараки, воздвиг в 1940-е годы сам Уэсиба. Ныне там священники омото 29 апреля, в день смерти Уэсибы, проводят поминальное богослужение.
Создатель языка эсперанто Людвиг Заменгоф в омото признан за святого-ками (божество).
В Беларуси омото прославилось финансовой пирамидой «Сэкай» в 1990-е годы, которую организовал священник местной общины омото Валерий Буяк.
Омото-кё регулярно организует совместные богослужения представителей множества религий мира.
Во времена перестройки Михаил Горбачев принимал делегацию омото в Кремле — 15 января 1990 г. во время всемирного форума религий в Москве.
|