РУСБОЙ. БЕСПОЩАДНЫЙ. ЧЕЛОВЕК БОЯ.

ПервоПринцип-Систем@Система-ПервоПринципа-Оружие-Путь Воина-Экстрим-Единоборства-Мастер-Рукопашка-Реал Бой-Борьба-Запрещёная реальность-Самозащита-Спорт-ФанКлуб-Боец-Качалка-Бокс-Дзюдо-Ушу-Самбо-Каратэ-Айкидо–Самооборона-Альфа@Омега-Инфопортал-Форум
Текущее время: 29-04, 17:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тхэккен
СообщениеДобавлено: 08-04, 19:42 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-11, 05:47
Сообщения: 1961
Цитата:
Тхэккен

Какие приемы изучаются в Тхэккен?

Арсенал Тхэккен богат и разнообразен. Он включает в себя следующие группы приемов:

• Ноги:
Ходилки, удары коленями и пиналки.
Подножки и подсечки.

• Удары руками, толчки плечами (пихалки).

• Захваты, техники рычага и зажимы.

• Удары в прыжках

• Борцовские приемы

• Акробатические элементы

В ходилках шаги могут использоваться как атакующие маневры (нарпример: толчок бедром, наступание на ногу).
Здесь необходимо отметить, что патриарх Тхэккен, Сон Докки не разделял технику на жесткие и мягкие приемы.
Сегодня в Корейской Ассоциации Тхэккен принято начинать обучение с мягких приемов (например, ходилки и действия открытой ладонью и никаких ударов кулаком).

Поэтому в аттестационных нормативах KTA, которые разрабатывались в 90ые годы, особое внимание уделяется ходилкам и пиналкам, и только затем техникам рук, захватам и броскам.

Все остальные, в том числе более опасные техники, изучаются позже, когда человек достиг определенной степени зрелости в Тхэккен.
Такая методика обучения была предложена Син Хансыном, который учился в 1980ые годы Тхэккен у Сон Докки и благодаря которому Тхэккен был зарегистрирован как „нематериальное культурное достояние номер 76” при корейском правительстве.

Своей деятельностью Син Хансын способствовал возрождению и популяризации Тхэккен.

Тхэккен включает в себя самые разнообразные техники и приемы. Не имеет смысла говорить: „Эта техника не относится к Тхэккен.” В прикладном аспекте Тхэккен допустимо использование любых приемов. Главным условием является их рациональность.

Хотелось бы отметить, что независимо от школы и традиции, к которой принадлежит человек, у него две руки, две ноги, одна голова.
Каковы особенности выполнения техник Тхэккен?

Особенностью действий в Тхэккен является округлость и плавность.
В движениях нет резких внезапных остановок, нет т.н. "фокуса". Это равным образом относится к техникам, выпоняемым и руками и ногами.
Конечности вытягиваются и возвращаются засчет естественного сокращения различных групп мышц, возврат в исходное положение происходит без излишнего напряжения.

Никогда не застывают в одной позиции, постоянно находятся в движении (маневрируют). Это движение непрерывно, но не хаотично. Таким образом происходит экономия энергии, что дает возможность моментальной концентрации и непредсказуемого изменения траектории.

Каковы технические принципы Тхэккен?

Стоит напомнить, что тхэккен это народная традиция с естественно сложившимися техническими принципами.

Таким образом, несколько столетий назад в Корее сформировался определенный боевой стиль. Это как с языком, который постоянно развивается. Хотя при изучении и следуют твердым грамматическим правилам, изменения в культуре и истории страны всегда отражаются на развитии языка, что знакомо каждому лингвисту.

При исследовании языковых закономерностей грамматические особенности определяются дополнительно.

Также происходит и с некоторыми боевыми искусствами, в том числе и с тхэккен.

Попробуем сформулировать основные принципы:

• Нет противопоставления сил. Используют силу противника (этот принцип можно назвать тяни-толкай - прим. пер.).

• Избегают угловатых и прерывистых движений (передвижений).

• Грамотно используют ускорение (энергию зря не растрачивают).

• Избегают внезапных остановок.

• Всегда ноги наступают, когда дела идут (этот принцип приведен дословно - прим. пер.).

• При атаке никогда не воздействуют жесткими частями тела на жесткие части тела противника (нет контакта "костями").
Например: По большой берцовой кости не бьют лодыжкой, а отталкивают подошвой стопы. А вот живот коленом - так очень даже. Жесткие части тела атакуют мягкими.

На практике упомянутым выше принципам следуют исходя из конкретной ситуации. Вполне возможны исключения (Как в языке ...)
Здесь мы изложили лишь некоторые основы. Тем не менее, принципов в тхеккен намного больше.

Есть ли в тхэккен различные направления или стили?
Конечно! Вполне естественно, что каждый преподаватель боевых искусств обучает по своему. Так было всегда, - стилей и направлений существует столько же, сколько и традиционных школ.
Поэтому вопрос следует ставить таким образом: Существуют ли принципиальные различия между разными школами, или различия эти несущественны? Однако, иногда тонкие различия очень важны.
Сегодня в Корее существует ассоциация тхеккен (КТА), насчитывающая не менее 300 тыс. членов и две менее крупные организации.
Можно сказать, что стили этих организаций не имеют существенных отличий.

Но какие отличия считать существенными?

Судить о серьезности различий может только тот, кто знаком с разными направлениями из первых рук!

Уже приемник Сон Докки, Шин Хансен несколько изменил методику преподавания.

Впрочем, Сон Докки не возражал против таких изменений.
Помимо официальных организаций, существуют несколько традиционных направлений тхеккен, например, на Сахалине (прим. пер.).

Каковы правила соревнований?

Еще раз напомним, что основным правилом в соревновании тхеккен(WK) является не нарушать целостность противника. Поэтому участники соревнований не используют защитное снаряжение.
В соревновании (WK) засчитываются три вида действий:

• Касание ногой головы противника.

• Выведение противника из равновесия с помощью броска, подсечки, рычага, или наступания.

• Выведение противника из равновесия наскоком, ударом в прыжке.

Третий вариант встречается реже. Большей частью победы достигаются касание ногой головы противника (которое должно быть только касанием, но не членовредительством!) и броском или подсечкой.
В соревнованиях нет временных ограничений. Раунд заканчивается, когда выполнено какое-либо из перечисленных выше действий. Иногда раунд занимает несколько секунд, но может продолжаться более 10 или даже 20 минут.

Тхэккен - Здоровье, самосовершенствование, медитация
Тренировки в Теккен отличаются целостностью. Это означает, что разносторонне развиваются не только специальные физические навыки, но и координация:

Под специальными физическими навыками подразумеваются: выносливость, сила, подвижность, пластичность;
Под координацией имеется в виду: чувство равновесия, скорость и качество реакции, чувство ритма, способность ориентации, согласованность рук и ног, общее чувство тела.
Кроме того, "целостность" означает, что левой и правой половине тела уделяют одинаковое внимание, "двустороннее качество" господствует.
В противоположность многим другим видам спорта в Теккен необходимо одинаково хорошее владение всеми частями тела. Этим Тхеккен напоминает балет или гимнастику.
В Корее растяжке уделяется мало внимания, т. к. азиаты, как правило, обладают меньшей мышечной массой чем европейцы. Засчет этого они обладают большей гибкостью.
Поэтому в еропейских школах принято уделять развитию гибкости много внимания, растягиваться более интенсивно и за счет этого лучше понимать возможности своего тела и добиваться прогресса. Комплексы специальных упражнений обладают терапевтическим и реабилитационным эффектом.
В процессе тренировок наряду с развитием гибкости укрепляются мышцы, что особенно полезно для правильной осанки и здоровых коленей.
Так как занятия Тхэккен включают основы медитации, они способствуют не только укреплению нервной системы, но и общей стрессоустоичивости. Эти вводные упражнения аналогичы Дан Жон Хо-Хуп - корейской методике брюшного дыхания ("До-Ин"). Наряду со стабилизацией работы сердца и оздоровлением опорно-двигательного аппарата, нормализуются психические процессы.
Поскольку в Тхеккен движения носят естественный и плавный характер, они позволяют понять собственное тело, научиться свободно владеть им.

Оздоровительный эффект "Кихап" („икк-экк”) мы рассматривали в первой части Почему действие в Тхэккен всегда сопровождается возгласом „икк-экк”?

Упражнения в Тхэккен связаны с течением Ки и таким образом это содействуют здоровью, так как они осознанно следуют естественным законам движения нашего тела.

В Тхэккен очень низкий травматизм, даже на соревнованиях. Занятия Тхэккен менее экстремальны, чем такие виды спорта как футбол или совсем баскетбол. Однако, это не значит, что на соревнованиях никогда не доходит до растяжений и ушибов. Степень "риска" зависит от того насколько соперники искусны и внимательны, насколько серьезен подход к занятиям. Если как на тренировке люди стремятся к самовыражению, а не к самоутверждению, то авария очень невероятна.
Тот же человек, который станет в соревновании соперником, является партнером на тренировках. Он критикует и хвалит нас, он помогает нам в парных упражнениях, интенсивно взаимодействует с нами. Особенно важным в парной работе является взаимный контакт, поскольку так называемое „сенсорное взаимодействие” ускоряет прогресс и улучшает понимание.
Основным правилом в соревнованиях является "не нарушать целостность соперника", что будет подробнее описано в следующей части „Какие правила имеется в соревновании”. Люди, участвующие в соревнованиях участся следовать этому правилу и предупредительно обходиться друг с другом. Хотя соперники и пытаются вывести друг друга из равновесия с помощью пинков и бросков, все же они берегут друг друга (вот таким странным образом - прим. перев.).
Это, в конечном счете, ведет к тому, чтобы ученики оставляли деструктивные стремления и со временем учились позитивному взаимодействию.

В азиатских видах спортивного единоборства тренировки проводятся регулярно, это способствует укреплению внутренней дисциплины и совершенствует владение телом. В конечном счете Тхэккен развивает позитивный спортивный дух, так как на соревнованиях особенно ценится вежливость, корректность и самообладание.
Каждый боевой спортсмен знает, что благодаря правильным отношениям с партнерами на занятиях, он жив до сих пор. Это приводит к большей сплоченности и дружеским отношениям в группе.

А еще...*
Если 2 партнера тренировки из различных земель встречаются, Тхэккен способствует в этом случае именно на основе особого внимания корректности особенно мирному соглашению народов. В Тхэккен имеется особенность непрерывного Кихап и танцующего стиля. Это значит, что вся группа при частях тренировки тренируется вместе в равном ритме и узнает таким образом общность.
-------(* - этот АБЗАЦ переведен дословно - прим. перев.)

Почему действие в Тхэккен всегда сопровождается возгласом „икк-экк”?
Каждый ли может заниматься Тхэккен?
Почему динамика Тхэккен похожа на танцевальную?
Является ли Тхэккен спортивным единоборством или мордобоем?
Является ли Тхэккен эзотерическим?
Что значит Тхэккен?
Имеются ли в Тхэккен аттестации(экзамены) или черный пояс?
http://www.taekgyeon.info
http://www.martialarts.or.kr
http://www.taekkyon.de
http://taekyun.org


К сожалению, литература о "Тхэккен" доступна для нас в основном на корейском языке.

Авторский перевод группы ТАНГУН ©

Почему действие в Тхэккен всегда сопровождается возгласом „икк-экк”?

Этот "возглас" - это так называемый „кихап” переводят как „сосредоточение энергии”. Часто просто говорят "боевой крик", что, однако, очень упрощено. В многих боевых видах имеется кихап (яп. „ки-ай”). Но кихап в Тхэккен неповторим, и в такой форме характерен только для Тхэккен:

В тренировке постоянно упражняют кихап, используя его при каждом шаге и в каждой технике. Каждое действие сопровождается этим возгласом (боевой крик), который может звучать до 2 секунд (в зависимости от ситуации).

Ки (также Ци или Чи) является энергией жизни, которая играет большую роль в азиатской медицине и философии. Этот аспект в Тхэккен указывает на исторические корни, когда древние корейцы совмещали в одной тренировке медитации, медицину и боевой аспект, и соответственно, эти культурные области рассматривались не раздельно.
Так как при кихап постоянно напрягают брюшные мышцы ниже пупка, активизируя нижнее поле киновари (избирал. „Дан-Жон”), что не только положительно отражается на здоровье, но и позволяет каждое действие наполнить энергией Ки.

На рисунке - это второй цветок снизу (2. чакра).

Исходя из этого, можно сказать, что возглас икк-экк напоминает боевой клич "Всех убью, - один останусь", поскольку позволяет быстро сконцентрировать силы в нужный момент.

„экк” используют при смене некоторых техник, в то время как „икк” при подчеркнутых(акцентированных) движениях(передвижениях). Во время особенно энергичных движений кричат „иккО” с ударной протяжной „О”, или „иккУ”.

Каждый ли может заниматься Тхэккен?

Да, конечно.

Тхэккен популярен среди женщин и мужчин равным образом, маленькие дети также могут заниматься, как и пожилые люди. Патриарх ТН, Сон Докки, который родился в 1893 году, преподавал в 80-е годы 20 века в возрасте 87 лет.

Конечно, пожилые люди не могут выполнять такие сложные элементы, как молодежь. Тем не менее, Большинство техник TN полезны для опорно-двигательного аппарата в любом возрасте, и способствуют прежде всего оздоровлению.

Во время занятий Тхэккен, как и при любой физической деятельности нужно обращать внимание на то, чтобы адекватная нагрузка подбиралась индивидуально для каждого. При неправильном обучении, Тхэккен может скорее навредить, чем принести пользу.

При определенных заболеваниях к вопросу о занятиях Тхэккен надо подходить индивидуально.

Но во многих случаях это может назначаться даже как терапия.

Почему динамика Тхэккен похожа на танцевальную?
Тхэккен - народная традиция, которая развивалась с глубокой древности. Поэтому нельзя точно сказать кем и когда был внесен этот элемент, столь ярко характеризующий Тхэккен.

Этот феномен сравним разве что с естественным развитием. Никто же не задается вопросом, почему в природе существуют те или иные формы, окраски...

Тем не менее, определенно можно сказать, что танецевальный ритм позволяет игроку Тхэккен достичь расслабления и внутренней свободы, что дает определенные преимущества во время махача.

Многое в Тхэккен походит на корейский танец масок ("Тал-Жум"). Вероятно, однажды кто-то при исполнении этого танца заметил, что можно комбинировать танцевальный ритм и боевые техники.
С большой долей вероятности можно утверждать, что танец масок и Тхэккен взаимно повлияли друг на друга.

Издавна в состязаниях существует правило: в начале поединка каждый из соперников выставляет одну ногу вперед. При передвижении меняют ноги, что делает Тхэккен похожим на танец.

Является ли Тхэккен спортивным единоборством или мордобоем?
Спортивное единоборство подразумевает соревнование по правилам, мордобой же не признает никаких правил и сомнений в том, что можно, а что нельзя, поэтому Тхэккен как целостная традиция по сути - и то и другое. Но не только...

Соревнования по Тхэккен проводятся по крайней мере с 1846 года. Но существует также много техник, которые не могут применяться на соревнваниях, так как они могут слегка нарушать целостность противника (эта группа техники называется „Йет-Боб”).

Однако, такие аспекты практики Тхэккен как сложные акробатические элементы и медитация нацелены не на эффективное применение "на улице" и не на победу в соревнованиях.

Медитация сама по себе является мощным средством, позволяющим собрать тело и дух в единое целое. Акробатические элементы тоже служат этой цели.

Это сложно для понимания, поэтому мы используем нейтральный термин "Боевое искусство".

Кроме того, имеются еще много других определений, например, что Тхэккен не спортивное единоборство и не мордобой. К тому же, спортивное единоборство и мордобой - это не совсем одно и то же. Таким образом мы избежим недоразумений, употребляя нейтральное понятие.

Наличие в Тхэккен соревнований приближает его к спорту. И, впрочем: не является ли настоящий спорт также искусством?

Является ли Тхэккен эзотерическим?*

Обучение движениям принципиально пусто.

Сначала Тхэккен является только кинематикой, но может открывать для различных людей различные двери.

В Корее Тхэккен не связывается большей частью с медитацией. Тем не менее, связь есть, как во всех боевых искусствах.
Никакое умственное или эзотерическое обучение(теория), идеология или трансцендентность принципиально не связано с Тхэккен. Однако, также как во всех боевых искусствах, эта взаимосвязь зависит в конечном счете от адепта.

* Раздел переведен дословно (прим. перев.).



Что значит Тхэккен?

Точно не известно, как возникло слово "Так-Кион". В 18 веке употребляли название „Так-Кион”.

По одной из версий слово образовано от старо-китайского „тикен” (=шаг, походка) и соответственно „тичен” (=наступать, вступать).
Также предполагается в том числе следующее лингвистическое развитие:

тичен > тикен > тиккен > тэккен > таеккион > тхеккен
Также общеупотребительным синонимом для Тхэккен является „Би Как Суль”, что буквально переводится как „искусство передвижной ноги”.

Имеются ли в Тхэккен аттестации(экзамены) или черный пояс?
До возрождения (в 1980-ых) в Тхэккен не было никакой аттестационной системы. Не было никакой унифицированной одежды и "черных поясов".
Тем не менее, в большинстве случаев занимались в одежде белого цвета. Это был обыкновенный Han-bok (традиционная корейская одежда будней).

С 80-ых годов появилась тенденция различать градации мастерства в Тхэккен.

Шин Хансен первоначально ввел два ранга и называл их "донг" и "джай". Позднее Kорейской Ассоциацией Тхэккен (ТКА) были приняты „Куп” и „Дан”, затем, однако, „Куп” заменили на „Пхум” (или „Пум”).
До 2002 использовали пояса двух цветов: белый для Куп (сегодня Пум) и синего цвета с 1-ого Дан.

Тем не менее, с 2003 начинающие(!) (в KTA) носят белый хан-бок и черный пояс. А 1-ый Дан отличает верхняя часть хан-бок черного цвета и оранжевый пояс.

В большинстве традиционных школ Тхэккен одежда по прежнему не унифицирована, а в некоторых отсутствует и аттестационная система.

Какие приемы изучаются в Тхэккен?

Арсенал Тхэккен богат и разнообразен. Он включает в себя следующие группы приемов:

Ноги:

Ходилки, удары коленями и пиналки.

Подножки и подсечки.


Удары руками, толчки плечами (пихалки).

Захваты, техники рычага и зажимы.

Удары в прыжках

Борцовские приемы

Акробатические элементы

В ходилках шаги могут использоваться как атакующие маневры (нарпример: толчок бедром, наступание на ногу).

Здесь необходимо отметить, что патриарх Тхэккен, Сон Докки не разделял технику на жесткие и мягкие приемы.

Сегодня в Корейской Ассоциации Тхэккен принято начинать обучение с мягких приемов (например, ходилки и действия открытой ладонью и никаких ударов кулаком).

Поэтому в аттестационных нормативах KTA, которые разрабатывались в 90ые годы, особое внимание уделяется ходилкам и пиналкам, и только затем техникам рук, захватам и броскам.

Все остальные, в том числе более опасные техники, изучаются позже, когда человек достиг определенной степени зрелости в Тхэккен.

Такая методика обучения была предложена Син Хансыном, который учился в 1980ые годы Тхэккен у Сон Докки и благодаря которому Тхэккен был зарегистрирован как „нематериальное культурное достояние номер 76” при корейском правительстве.

Своей деятельностью Син Хансын способствовал возрождению и популяризации Тхэккен.

Тхэккен включает в себя самые разнообразные техники и приемы. Не имеет смысла говорить: „Эта техника не относится к Тхэккен.” В прикладном аспекте Тхэккен допустимо использование любых приемов. Главным условием является их рациональность.
Хотелось бы отметить, что независимо от школы и традиции, к которой принадлежит человек, у него две руки, две ноги, одна голова.

Каковы особенности выполнения техник Тхэккен?
Особенностью действий в Тхэккен является округлость и плавность.
В движениях нет резких внезапных остановок, нет т.н. "фокуса". Это равным образом относится к техникам, выпоняемым и руками и ногами.

Конечности вытягиваются и возвращаются засчет естественного сокращения различных групп мышц, возврат в исходное положение происходит без излишнего напряжения.

Никогда не застывают в одной позиции, постоянно находятся в движении (маневрируют). Это движение непрерывно, но не хаотично. Таким образом происходит экономия энергии, что дает возможность моментальной концентрации и непредсказуемого изменения траектории.

Каковы технические принципы Тхэккен?

Стоит напомнить, что тхэккен это народная традиция с естественно сложившимися техническими принципами.

Таким образом, несколько столетий назад в Корее сформировался определенный боевой стиль. Это как с языком, который постоянно развивается. Хотя при изучении и следуют твердым грамматическим правилам, изменения в культуре и истории страны всегда отражаются на развитии языка, что знакомо каждому лингвисту.

При исследовании языковых закономерностей грамматические особенности определяются дополнительно.

Также происходит и с некоторыми боевыми искусствами, в том числе и с тхэккен.

Попробуем сформулировать основные принципы:
Нет противопоставления сил. Используют силу противника (этот принцип можно назвать тяни-толкай - прим. пер.).

Избегают угловатых и прерывистых движений (передвижений).
Грамотно используют ускорение (энергию зря не растрачивают).
Избегают внезапных остановок.

Всегда ноги наступают, когда дела идут (этот принцип приведен дословно - прим. пер.).

При атаке никогда не воздействуют жесткими частями тела на жесткие части тела противника (нет контакта "костями").

Например: По большой берцовой кости не бьют лодыжкой, а отталкивают подошвой стопы. А вот живот коленом - так очень даже. Жесткие части тела атакуют мягкими.

На практике упомянутым выше принципам следуют исходя из конкретной ситуации. Вполне возможны исключения (Как в языке ...)
Здесь мы изложили лишь некоторые основы. Тем не менее, принципов в тхеккен намного больше.


Есть ли в тхэккен различные направления или стили?

Конечно! Вполне естественно, что каждый преподаватель боевых искусств обучает по своему. Так было всегда, - стилей и направлений существует столько же, сколько и традиционных школ.

Поэтому вопрос следует ставить таким образом: Существуют ли принципиальные различия между разными школами, или различия эти несущественны? Однако, иногда тонкие различия очень важны.
Сегодня в Корее существует ассоциация тхеккен (КТА), насчитывающая не менее 300 тыс. членов и две менее крупные организации.

Можно сказать, что стили этих организаций не имеют существенных отличий. Но какие отличия считать существенными?

Судить о серьезности различий может только тот, кто знаком с разными направлениями из первых рук!

Уже приемник Сон Докки, Шин Хансен несколько изменил методику преподавания.
Впрочем, Сон Докки не возражал против таких изменений.

Помимо официальных организаций, существуют несколько традиционных направлений тхеккен, например, на Сахалине (прим. пер.).

Каковы правила соревнований?

Еще раз напомним, что основным правилом в соревновании тхеккен(WK) является не нарушать целостность противника. Поэтому участники соревнований не используют защитное снаряжение.
В соревновании (WK) засчитываются три вида действий:
Касание ногой головы противника.

Выведение противника из равновесия с помощью броска, подсечки, рычага, или наступания.

Выведение противника из равновесия наскоком, ударом в прыжке.
Третий вариант встречается реже. Большей частью победы достигаются касание ногой головы противника (которое должно быть только касанием, но не членовредительством!) и броском или подсечкой.

В соревнованиях нет временных ограничений. Раунд заканчивается, когда выполнено какое-либо из перечисленных выше действий. Иногда раунд занимает несколько секунд, но может продолжаться более 10 или даже 20 минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-03, 01:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 20-12, 09:27
Сообщения: 4
택견

Тхэккён – самое корейское из боевых искусств


Константин Асмолов

http://vestnik.tripod.com/library/asmol ... kyeon.html

Мое первое знакомство с этим боевым искусством состоялось в Центре корейской культуры в Сеуле, где я посмотрел двадцатиминутный видеоролик - единственное, посвященное тхэккёну, что мне удалось обнаружить в большой коллекции Центра.

На фоне какого-то дворца старики, одному из которых было 80 лет, демонстрировали свое мастерство. Как потом выяснилось, среди них был мастер Сон Докки. Нестандартность того, что я увидел, поразила меня тогда, и я стал активно "копать", собирая материалы, добывая учебники.

Тхэккён (택견) очень важен для понимания аутентичной корейской традиции боевых искусств. И вот почему.

Историография корейских боевых искусств достаточно сложна и запутанна. В этом сыграла свою роль государственная политика, направленная на то, чтобы представить развитие всей многогранной традиции корейских боевых искусств как развитие тхэквондо - современного оспортивленного стиля, созданного как бы в противовес традиции (так же, как создавалось в Китае "чиновничье" ушу).

Конечно, кроме тхэквондо (태권도) читателю может быть известно еще несколько направлений боевых искусств корейского происхождения, однако далеко не всегда понятно, являются ли они прямым продолжением какой-то аутентичной национальной традиции. Например, Со Инхёк, основатель куксуль, учился у целого ряда мастеров, его направление является синкретичным, а его книга по истории корейских боевых искусств грешит теми же недостатками, что и большинство южнокорейских изданий на эту тему - много экстраполяций, но очень мало реальных фактов, часть из которых трактуется весьма произвольно.

Другое корейское направление - хапкидо (합기도), испытало на себе определенное японское влияние, в результате чего апологеты японских боевых искусств воспринимают его как "корейскую ветвь айкидзюцу". Аутентичность хварандо и других заново открытых корейских стилей также вызывает сомнение, ибо их "открывателей" несколько раз подлавливали на плагиате.

Тхэккён же - единственное корейское боевое искусство, существование которого подтверждено документально историческими данными, гравюрами, рисунками, а не только наличием "мистической истории" школы.

Хотя эта лишенная мистицизма, документально подтвержденная часть его истории, уходит в конец XVIII - начало XIX вв., тхэккён, тем не менее, может считаться "источником" по оригинальной, не испытавшей чуждого влияния корейской традиции рукопашного боя. Его смело можно назвать наиболее самобытным и наиболее корейским из всех широко известных и повсеместно практикуемых в РК традиционных боевых искусств.

На него не распространилась авторитарная политика создателей тхэквондо, стремившихся подавить иные традиции. Стоит отметить и то, что тхэккён - один из тех стилей, адепты которого тренируются не в кимоно или куртках китайского типа, а в национальной корейской одежде, которая, по мнению некоторых, лучше позволяет скрывать движения и дезориентировать противника.

Если следовать классификации Со Инхёка, разделяющего боевые искусства на народные (спортивные состязательные), буддийские (ориентированные на самосовершенствование) и дворцовые (армейские военно-прикладные), тхэккён безусловно по своим корням относится к первой группе и носит заметный отпечаток своего крестьянского происхождения - народной борьбы-игры, состязания в которой проводились во время сезонных сельскохозяйственных праздников. Впрочем, и сейчас многие воспринимают тхэккён не столько как боевое искусство, сколько как спортивную игру.

Мистическая история тхэккёна рассказывает о нем, как о направлении искусства боя, зародившимся в Корее еще в период Трех Государств (III - VII вв.). В период правления династии Корё (IX - XIV вв.) тхэккён оформился как самостоятельное направление, отличное от китаизированных стилей типа субак.

По крайней мере, его название, в отличие от большинства наименований боевых искусств, записывающихся китайскими иероглифами, пишется только корейским шрифтом хангыль. Термин "тхэккён" иногда путают с термином "тэгён", обозначавшим в средние века комплекс приемов рукопашного боя для солдат, а затем использовавшимся в качестве одного из альтернативных названий будущего тхэквондо.

На фоне усиливающейся стагнации корейского общества в конце правления династии Ли самобытная традиция корейских боевых искусств была практически выхолощена и забыта, и можно только пожалеть о тех ее направлениях, которые были навсегда утрачены из-за небрежения государства к этой ветви национальной культуры, но судьба тхэккёна сложилась несколько по-иному.

В XIX - начале XX вв. в источниках встречается достаточно много упоминаний о нем, опять-таки не как о боевом искусстве, а как о ярмарочной спортивной игре, атрибуте народных гуляний наряду с состязаниями борцов ссирым, выпивкой и угощением.

Тхэккён воспринимался именно как игра, во время которой партнеры стремились сбить друг друга наземь ногами, стараясь подбить опорную ногу, толкнуть противника ногой или, захватив его ногу рукой или ногой, свалить.

И он достаточно быстро превратился в полулегальную азартную игру, в которой на кон ставилось всё, даже женщины. Девушка проигравшего, поставленная на кон против иной ставки противника, переходила к победителю. Поэтому тхэккён преследовался как государством, так и деревенской администрацией, и попытка подростков поиграть в тхэккён могла закончиться тем, что кто-либо из взрослых, взяв в руки хлыст, разгонял играющих.

К началу XX в. тхэккён как бы выпал из традиции сельских народных игр и практиковался, в основном, в Сеуле и его окрестностях, где в него регулярно играли в нескольких местах. Поэтому и нынешняя школа тхэккёна как боевого искусства, которой посвящено большинство изданных в Республике Корея книг, базировалась на традициях "игры в тхэккён" Сеула и его ближних окрестностей - особенно районов Кури, Чонно и Вансимни.

Кодификация тхэккён, то есть формирование единого комплекса приемов, в значительной степени является заслугой мастера Сон Докки (송덕기, 1896 года рожд.) и его ученика Син Хансына (신한승, 1928 года рожд.). Сон Докки и Син Хансына относят соответственно ко второму и третьему поколению мастеров этого искусства, а большинство более молодых мастеров - к четвертому.

С апреля 1977 г. до выхода первой книги по тхэккёну в 1990 г. Син Хансын и его ученики провели 46 развернутых показательных выступлений. В них принимало участие от 5 до 180 учеников. На сегодня издано несколько учебников, из которых наиболее подробно отражающим процесс обучения мне представляется труд О Чжанхвана.

Порядок обучения и перечень приемов стали более или менее формализованными, а классификация техник и ударов, приведенная в современных учебниках, носит на себе отпечаток современной терминологической традиции, которая часто отслеживает не столько траекторию движения, сколько то, какую конкретно форму принимает рука при ударе, и куда конкретно он нацелен. Разработаны правила соревнований, повторяющие во многом задачи «игры в тхэккён», но преимущество всегда отдавалось и отдается не соревнованиям, а показательным выступлениям, на которых демонстрируется гораздо более богатый арсенал технических приемов боя.

Как и в большинстве стилей, процесс обучения тхэккёну состоит из трех частей - одиночной отработки базовых движений и ударов, упражнений с партнером и собственно спарринга.

Система тренировок и разминочных упражнений достаточно жесткая - ученики набивают ноги на камнях или стволах деревьев, прыгают через колючие кусты, которые день ото дня становятся все выше. Прыгают, отталкиваясь от деревьев, хотя в боевом арсенале прыжки встречаются редко.

Есть боевое применение "колеса", кувырков во все стороны, сальто назад. Достаточно серьезное внимание уделяется отработке движений "рукой-крылом", в которых ведущую роль выполняют кисть и запястье. Из других деталей разминки следует отметить прогибы назад, прыжок из сидячей позы "полулотос", прыжки на месте в приседе (по-заячьи), наклоны вперед с прыжком, высокое поднимание согнутой в колене ноги и ее ступни. Дыхательная техника сопровождается постоянными возгласами (х)экх’-(х)э на вдохе и кх’ - на выдохе. Темп выполнения упражнений достаточно быстрый.

По мнению автора статьи, тхэккён интересен, в первую очередь, детально разработанной своеобразной системой траекторий движения. Цель базовых движений - освоение и закрепление правильной траектории руки или ноги, разработка "стереометрического поля" вокруг бойца, движения которого проходят по достаточно сложным круговым траекториям.

Должен отметить, что такое высокое внимание, уделяемое базовым движениям, по траекториям которых выполняются основные удары, присутствует и в некоторых других корейских школах (в частности, в шоу дао или чхонмё), в то время как знакомые с современной российской традицией сталкивались с ним в школе чой Германа Попова, испытавшей на себе сильное восточное влияние. К сожалению, в современных учебниках тхэккёна этот принцип оказался несколько затенен из-за использования для его описаний "тхэквондообразной" терминологии.

Базовые движения руками включают в себя главным образом следующие: кыльки - движение вовнутрь, заканчивающееся царапающим или скребущим действием пальцами; чечхиги - движение наружу, выворачивающее или открывающее; хечхиги - движение наружу в нижней плоскости, отводящее или как бы разбрасывающее воображаемые зерна.

Базовых стоек всего три: с параллельно расставленными ступнями; с несколько смещенными по отношению друг к другу ступнями; с выступающей вперед правой ногой. Для них даже нет специальных названий.

Шагов, вернее, типов перемещения, также есть несколько: пхумнэ папки - "выступать, как на сцене", вынося вперед таз и как бы перекатываясь с пятки на носок; пхум кире папки - "идти, как по тропинке", с носка на пятку; ччэ папки - перемещение в сторону приставным шагом. Другие варианты - вынесение ноги с высоким подниманием колена и выносом ступни на расстояние, превышающее действительный шаг; вихляющая бедрами походка типа "строевого шага" советских интердевочек. При этом спина прямая, плечи опущены, а руки, если не движутся, покоятся на бедрах.

При описании ударов руками и ногами, пожалуй, стоит сначала перечислить арсенал основных приемов, а затем сделать некоторые выводы, отметив особенности.

Работа руками

• Каджи чхиги - шаг вперед с ударом на верхний уровень рукой-мечом.
• Ангён ссыйуги - короткий прямой тычок пальцами в глаза.
• Кхо чхимджуги - удар ладонью снизу вверх, обычно в нос. Завершающее движение - короткий толчок.
• Накхам - оплеуха или затрещина, наносимая по боковой траектории.
• Кхаль джэги - тычок или прямой удар ладонью или пальцами в горло или глаза, аналогичный удару ножом.
• Кхаль джэби - «насаживание» противника на кулак или руку-нож, обычно - после захвата за руку.
• Токкиджиль - удар сверху вниз рукой-топором.
• Комак чхиги - удар ладонью, сложенной «черпачком», по уху, вызывающий разрыв барабанной перепонки.
• Каро мильги - хлесткий толчок, или выхлест - толчок, ладонью.
• Сево мильги - останавливающий толчок ладонью.
• Има джэги - смазывающий удар ладонью в лоб снизу вверх.
• Мэм толлиги - удар-толчок в бок или плечо, проворачивающий противника и сваливающий его.
• Касым чхиги - удар ладонью в грудь.
• Етпоп - удар тыльной стороной кулака по круговой траектории снизу вверх. Он аналогичен апперкоту, но наносится по корпусу или в подмышку.
• Ныджин бэ - удар кулаком в живот по восходящей траектории.
• Чегаль нокхи - удар в бок ладонью или рукой-ножом.
• Кальчэби, выполняемый с наклоном вперед.
• Тольмичэби (движение, которое может быть выполнено как зацеп или отвод наружу - вниз за шею или затылок).
• Тольмикори (подобное цепляюще - уводящее движение, но сверху - вовнутрь, напоминающее срывание яблока с дерева).
• Тольми чабачхиги - захват противника за шею или ключицу с последующим ударом.
• Оккэ чхиги - удар локтем.
• Тхок кори - толчок или сваливание ударом снизу верх по подбородку.
• Мёнчхиги - прямой удар ладонью в лицо.
• Ханджон чхиги - захват за плечо с надавливанием вниз, заставляющий противника нагнуться.
• Кэпурыги - захват за кисть с дальнейшим давлением в локтевой сгиб захваченной руки и сваливанием.
• Сон таггви - пощечина.
• Чабатэги - захват за одежду и толчок.
• Бибиги - отвод руки и толчок корпусом.
• Кванджа пучхиги - зацеп за шею или затылок.
• Паро мильги - захват противника спереди обеими руками за плечи с проворотом его вокруг вертикальной оси и сваливанием.
• Вебаль ссан кори - подхват противника одной рукой за щиколотку атакующей ноги и захват ее сверху за коленную чашечку другой рукой.

Основная форма кисти при ударе - ладонь с прижатым большим пальцем.
Прямой удар кулаком практически не используется. Есть только движение, при котором поверхность кулака как бы прокатывается по противнику, продолжая волнообразные движения дальше.

Применяются, в основном, разного рода круговые движения, которые могут быть и мягкими отводящими, или стопорящими блоки или захваты, главным образом, за руки и шею.

Иногда используются рубящие удары ладонью, тычковый удар кончиками пальцев в кадык, или работа руками, похожая на движения медведя верхними лапами, но без разворотов корпуса.

В реальном бою руками наносят тычковые удары ладонью в горло или лицо, выполняют захваты руки или ноги противника, позволяющие нанести ему удар ногой, а кроме того - веерные удары пальцами, которые "ввинчиваются" в болевые точки или могут вырвать мышцу либо кадык.

Работа ногами

• Кодын пальчиль - прямой удар "пятой" (подушечкой) ладони; мах ногой вперед. Носок может быть оттянут или направлен на себя.
• Нынджильло чхаги - отбрасывающий удар пяткой; удар ногой вперед, однако сначала нога, согнутая под прямым углом в колене, поднимается.
• Кодо чхаги - высокий удар снизу вверх с усилием, пинок (этот глагол также имеет значение "шагать, поднимать, скатывать").
• Хурёчхаги - "срезающий", круговой удар.
• Соткучхиги - прыжок на месте.
• Тольгеджиль - прыжок на месте с разворотом на 360 градусов.
• Пибиги - мнущий, комкающий удар стопой на нижний уровень.
• Пальтын кори - подбив ребром стопы вовнутрь или наружу, обычно - в щиколотку атакующей ноги противника.
• Чансим кори - толчковый удар стопой в область таза. Кори - значит "шаг", и большинство движений, в названии которых присутствует этот компонент, выполняется как преобразованный в удар шаг, удар - наступание.
• Чхоттэ кори - удар снизу вверх. Положение стопы вертикальное, пальцы оттянуты на себя.
• Паль ттагви - пощечина ногой, маховое движение, подобное "микадзуки" в каратэ.
• Мурып кори - удар - наступание, направленный в колено.
• Мурып оллё чэги -восходящий удар коленом.
• Кёт чхиги - царапающий удар пальцами.
• Наккси кори - поддевающий, или черпающий удар носком, похожий на подсекание рыбы удочкой; движение напоминает подсекание рыбы на крючке, только "крючком" в данном случае служит угол, образуемый подъемом стопы при пальцах, оттянутых на себя.
• Чандэ кори - серия ударов ногой, напоминающих фехтовальные защиты. Обычно - подъемом стопы по наружной стороне бедер с обеих сторон.
• Тубаль тансан - удар наносится пяткой сверху вниз из положения высокого маха ногой.
• Чхэксанкори - нога в колене описывает круг (человек, подпрыгивая, как бы кладет ногу на стол).
• Анджан/анччан кори - подсечка, или, точнее, подгребание; по механике движения удар похож на наккси кори, но пятка практически скользит по полу.
• Мурып матпучхиги - давление коленом в колено противника с наступанием стопой на стопу атакуемой ноги.
• Пальтын папки - шаг - наступание всей стопой на выставленную вперед ногу противника.
• Каккым тари - удар подушечкой стопы на нижнем уровне изнутри наружу по ногам противника.
• Чонган чхаги - прямой удар ребром стопы на нижний уровень. При этом стопа несколько развернута наружу.
• Магым тари - блокирующее движение ногой, высоко поднятой вверх и согнутой в колене.
• Анджасо мэмтоллиги - сметающая подсечка из положения сидя, выполняемая как вовнутрь, так и наружу.
• Огым чхиги - удар пяткой в подколенный сгиб.
• Анъу кори - нога выписывает восьмерки движениями, напоминающими размешивание теста.
• Нэчхаги - удар ребром стопы снизу вверх изнутри наружу по внутренней поверхности голени.
• Ччэ чхаги - короткий удар ребром стопы или «расписывающий» удар кончиками пальцев по диагонали. Исходное положение для него - согнутая в колене нога.
• Ттанджок - подножка - сбив. Обычно выполняется после захвата противника за плечи.
• Кальджиджа пальссыги - движение стопы по z - образной траектории.
• Чультти чирыги - высокий мах ногой, при котором она соприкасается с рукой, вытянутой вперед-вверх.
• Покчан чирыги - тычок или мажущий удар по корпусу сверху вниз.
• Мульгу наму ссанбальчиги - удар двумя ногами из стойки на руках или боевое применение "колеса" с такими ударами.
• Обхочхиги - удар по круговой траектории подъемом стопы в подреберье.
• Тоткори (горизонтальный подбив ногой на высоком уровне).
• Каккым кори - состригающий, или срезающий удар сверху вниз по диагонали ребром стопы из положения ноги, согнутой в колене.
• Хобок чхиги - удар подушечкой стопы снизу вверх в пах.
• Толлё чхаги - круговой удар ногой с разворотом корпуса.


Как и большинство корейских направлений боевых искусств, тхэккён, безусловно, относится к "ножным" стилям.

Во время боя руки постоянно совершают круговые движения и служат для блоков и захватов, основные же удары выполняются ногами.

Рассказывают, что мастера тхэккёна могут сражаться только одними ногами, держа руки за спиной. Однако при этом ногами выше грудной клетки или подмышки обычно все-таки не бьют. Низкой стойки нет, прыжков практически тоже, равно как ударов ногой с разворотом корпуса, но есть боевое применение "колеса" с ударами по очереди двумя ногами - обычно через ногу противника.

Чаще всего прибегают к разнообразным зацепам, подножкам, подсечкам, сталкивающим ударам или ударам голенью, что понятно, поскольку в состязательном варианте тхэккёна, демонстрации которого обычно проходили в Корее каждый год в пятнадцатый день пятого месяца по лунному календарю (в праздник тано), главным было повалить противника, а не нанести ему какое-либо серьезное телесное повреждение.

Очень развита техника работы высоким коленом, включая блокирование согнутой в колене ногой ударов противника. Так же разнообразны удары вблизи и вбок. Очень много подсечек, захватов ногой за ахиллесову пяту противника или ударов ребром стопы по внутренней поверхности голени противника - от уровня точки цзу-сань-ли и ниже. Большинство ударов наносится по ногам и в пах. Есть захваты и подножки с целью сбить противника на землю.

После отработки ударов в положении стоя изучают удары или иные движения, направленные на развитие инерционной раскрутки тела.

• Чабатэги - движения ладонью на уровне пояса со скручиванием корпуса, которое может выглядеть как удар, захват или прижимание.
• Патчантари - отвод рукой вовнутрь с одновременной атакой стопой ног противника на нижнем уровне.
• Ёппальчиль - боковой удар ногой с разворотом корпуса.
• Нансон ("волчехвостая метла") - вертушка на месте с прыжком и ударом двумя ногами.


К этому блоку примыкают упражнения, направленные на координацию одновременного выполнения действий руками и ногами. При этом инерционная раскрутка тела начинается с рук. Движения рук в вертикальной или горизонтальной плоскости ведут за собой смену стоек или шага, так что тело следует единому ритму, хотя направление инерции движения отдельных его частей может быть различным. И когда затем следует отработка ударов, уже видно, как нога идет вслед за рукой, и движение руки усиливает удар или помогает контролировать или направлять инерцию.

После этого отрабатывается движение вперед с атакой. Там, где это просто шаг, существует два основных варианта движения: котки - стандартный шаг, при котором ноги выполняют как бы подбирающее движение, а угол между стопами равен 45 градусам; и ччэкотки - перед опусканием на землю нога выполняет как бы финт, словно сбрасывая с себя несуществующую пену.

На этом же этапе отрабатываются скрещивающиеся движения рук как вовнутрь, так и наружу. Они выглядят, как двойное широкое загребание или широкое разбрасывание. В боевом применении это могут быть или двойная атака в бок, или захват, или отклонение вражеской атаки с использованием ее инерции, или удар «рукой-плетью».

Лишь затем начинается парная работа, и начинается она с блоков. Основные варианты их.

• Хвальгэ нэрё макки - блокировка движения отводом; вражеская нога подхватывается снизу вверх и отводится в сторону.
• Хвальгэ пальхвемок чапки - блокировка движения подхватом за лодыжку.
• Хвальгэ падакыро макки - блокировка вражеской ноги ладонью; останавливающий захват, переходящий в ущемление.
• Мурып кори - поднятие колена и остановка стопой атакующей ноги противника; может выполняться как против одноименной, так и против разноименной ноги.
• Магым тари - нога противника блокируется ногой, согнутой в колене, при этом блок автоматически переходит в отвод.
• Ноуль кори - нога протитвника блокируется согнутой в колене ногой, но положение ноги блокирующего аналогично положению так согнутой ноги перед ударом, а сама нога идет на блок круговым, "развевающимся" движением.
• Тольми чэби - данное движение, уже описанное выше, выполняется как захват противника за ключицу.
• Ттэмильги - вырывание, или, вернее, акцентированный толчок, который может быть направлен или в горло, или в ребра, или в грудину.


После блоков идет освоение простейших связок в два приема, состоящих из блока и удара, или, если точнее, останавливающего удара и последующей контратаки.

• Пальтын кори + мурып кори - останавливающий удар в подъем ноги, а затем - удар в колено.
• Танджок + патчан тари - подножка плюс боковой удар по стопе.
• Анччан тари - при зацепе ноги противника она оказывается между ногами контратакующего и может быть сломана.
• Каккым тари - останавливающее движение переходит в выведение из равновесия.
• Огым чхаги + чунбан кори - комбинация удара по плечу с одновременным давлением ногой на подколенный сгиб производит кумулятивное действие двух инерционных моментов, направленных на то, чтобы свалить противника.
• Подцепляющее движение накси кори может быть направлено как вовнутрь, так и наружу.
• Пальхвимок чапки + кхаль чеби - подхват за ногу плюс удар "рукой-клинком" в шею или плечо.
• Патчан тари чхиги + огым папки - удар сзади в подъем ноги во время шага и последующий заступ в подколенный сгиб.
• Анччан тари + тот кори - подгребание ноги противника к себе с последующим подбивом.
• Мурып кори + пальттагви - останавливающий удар в колено, а затем удар в голову по траектории полукруга («полумесяц») справа налево или слева направо.
• Ттанчок + нынджильло чхаги - подножка или подсечка, которая "разводит" противника, а затем прямой удар в бок; защищаются от этого, кстати, отклонением корпуса назад.
• Туру чхиги - давящий удар ногой вниз-назад, который может завершиться тычком пальцами ноги в горло (толкающая стопа упирается в грудину противника); движение напоминает подобное движение рукой с захватом и ударом.
• Кодо чхаги + огым чхаги - прямой удар в голову или горло, а затем подбив другой ногой в сочетании с давлением рукой.
• Комбинация из двух ударов ногой по корпусу: мажуще -царапающего и прямого(сами типы ударов могут различаться). С ней сходны связки типа кодын пальчиль + тубаль нансон - прямой удар переходит в "вертушку" или кёт чхиги + тольгэ чхиги - косой удар, переходящий в круговой удар в прыжке.
• Зацеп ноги противника круговым движением (анджан кори) и удар его в грудь.
• Подцеп ноги (наккси кори) и удар рукой (кхальджэби).
• Мульгунаму ссанбаль чхиги - боевое применение акробатического движения "колесо".


Следует отметить, что в тхэккёне практически нет движений по прямым траекториям. Даже движение, воспринимающееся как прямое вперед-назад, на самом деле осуществляется по вытянутой овальной траектории. Исключением являются только удары-толчки, осуществляемые с использованием инерции "разогнавшейся волны".

Следующий этап после отработки базовых комбинаций - отработка простейших приемов уже в движении. Это еще не совсем спарринг, но уже подготовка, по крайней мере, к игровой части тхэккёна, в которой главное - свалить противника на землю, используя руки минимально.

• Анччан тари + ттанджок - противника во время шага подцепляют ногой, а затем делают ему подсечку; другими вариантами продолжения аннчан тари могут быть тот кори или чунбан кори, когда противника сваливают воздействием на его подколенный сгиб.
• Несколько приемов начинается с патчан тари - удар по ступне или наступание на ногу переходит в заход за спину противника с давлением на подколенный сгиб, цепляние его изнутри-наружу согнутой ногой, или подножка с проходом вокруг - огым кори, наккси кори, или ттанджок.
• Захват за одежду и подножка (или удар по ноге).
• Уход от кругового или махового удара ногой в присед с последующим выполнением сметающей подсечки. Другой вариант такого ухода - от пощечины ногой в сторону с подцепливанием опорной ноги противника.
• Подбив опорной ноги противника, выполняющего круговой удар другой ногой.
• Наступание на ногу с дальнейшим толчком.
• Одновременные удар-толчок в плечо и удар пяткой в подколенный сгиб.
• Подножка (зацеп за ногу) и сваливание противника.
• Захват руки давлением в локтевой сгиб и сваливание. Может комбинироваться с ударом пяткой в подколенный сгиб.
• Прямая подножка ттанджок часто сопровождается крюком ногой вовнутрь (вариант наккси кори) с одновременным зацепом за затылок или ключицу.


Когда же дело доходит до спарринга или до боевого применения тхэккёна, руки вовлекают в работу значительно чаще.

С виду техника тхэккёна не очень сложна. Бой ведется на дистанции, более близкой, чем в каратэ или тхэквондо. Внешне он напоминает не столько китайские боевые искусства, сколько японское тайцзюцу, рукопашный бой ниндзя - примерно та же работа рукой, хотя в тхэккёне она чаще заканчивается переломом атакующей конечности противника или выходом на удар локтем. Некоторые техники работы высоким коленом могут показаться сходными с муай-тай. В числе основных боевых комбинаций тхэккёна можно выделить следующие техники.

• Накхам - сваливание, при котором левая рука толкает сзади в плечо, а правая наносит удар по голове сбоку пятой ладони.
• Тхокпэги - левая рука отклоняет отводящим движением атакующую руку противника, правая - используя инерцию этого движения, бьет ребром ладони со стороны большого пальца в подбородок.
• Мён чхиги - прямой удар ладонью в лицо.
• Ханджон чхиги - удар по затылку нагнувшегося противника ребром ладони или локтем.
• Сон ттакви - атакующая рука противника отводится и фиксируется между отводящей ее рукой и корпусом, с одновременной пощечиной (круговым ударом ладонью в лицо).
• Ангён ссыйуги - подхват в начале движения атакующей руки одной рукой и удар пальцами другой руки в глаза.
• Кхо чхимчуги - атакующая рука противника отводится вниз, а затем обе руки атакуют лицо, причем удар ладонью по носу как бы напоминает втыкание иглы.
• Токкиджиль - рубящий удар по ключице ребром ладони, рукой-топором, при этом предшествующее отводящее движение дополнительно раскрывает противника для лучшего удара.
• Кванджа пучхиги - после останавливающего удара по ноге проводится захват за шею и удар головой.
• Чумокчиль - одновременные удары двумя кулаками: в горло и подмышку; в солнечное сплетение и по ребрам; по шее и по ребрам сбоку - такой шокирующий удар предшествует броску.
• Серия коротких ударов ребром ноги (чечхаги), выводящая противника из равновесия, а затем добивающий удар "рукой-топором" по шее.
• Удар ногой спереди в коленную чашечку, нацеленный на ее излом.
• Сбивающий удар ребром стопы сверху вниз по сухожилиям над подъемом атакующей ноги противника, а затем атака пальцами в горло (пальтын папки + кхальджэби).
• Серия ударов ногой по ноге противника от бедра вниз.
• Захват за затылок или плечи с насаживанием противника на колено и последующим ударом его по затылку. Отметим, что похожий вариант комбинации я видел и при освобождении от захвата, когда атакующую ногу подлавливали за щиколотку, одновременно нанося противнику удар головой в грудь.
• Захват за затылок или плечи с одновременным ударом ногой по щиколотке, а затем удар локтем по позвоночнику согнувшегося противника.
• Попеременный подхват за ахиллесово сухожилие атакующих ног противника.

Серия из четырех ударов ногой, выполняемая без опускания ноги на пол - чонган чхаги, нэчхаги, огым чхиги, нынджилло чхаги.


На этом статью можно было бы закончить, Однако, вернувшись из Кореи и сохранив впечатление о тхэккёне как об очень интересной аутентичной системе, я абсолютно не ожидал, что четыре года спустя познакомлюсь в Москве с человеком, давно, интенсивно и серьезно практикующим это искусство. Занимаясь тхэккёном, человек как бы воспитывает в себе новую личность, и этой новой личности столько лет, сколько лет человек посвятил таким занятиям.

В свои тридцать с небольшим Пак Сончхоль был на пороге воспитания взрослого "человека тхэккёна", которому уже исполнился 21 год. Столько лет уходит на полное овладение человеком всеми ресурсами своего тела.

Когда я показал ему привезенные из Кореи учебники по тхэккёну, он охарактеризовал их как "введение в специальность", объяснив, что занимается так называемым "духовным тхэккёном". По его словам, традиция тхэккёна существовала не только в окрестностях Сеула. Более того, оказавшиеся в России адепты этого направления (Пак был родом с Сахалина) были менее заражены "духом азартной игры" и гораздо более внимания уделяли духовному компоненту, превратив тхэккён в мощное средство самосовершенствования.

Непонятно, насколько то, что Пак объяснял, было частью программы собственно тхэккёна.

В частности, он долго занимался эзотерическим буддизмом, и многие его рассуждения о связи каждого сустава тела с определенными кармическими элементами человеческой жизни носили след именно этих занятий. Он говорил: "Каждая часть тела определенным образом связана с душой человека или с его действиями. Поэтому любое недомогание может быть, в определенном смысле, рассмотрено как признак кармического неудовольствия, предупреждения. С другой стороны, при выстраивании человеком совершенного тела меняется и становится совершенным и его дух. Это связано и с комплексом подготовки, стимулирующим самодисциплину и общее развитие способностей организма. Умение совмещать разнонаправленные движения косвенно влияет на развитие творческих способностей личности". Главным критерием этого Пак считал умение контролировать несколько центров движения. Обычно человек в состоянии "держать" один, максимум два или три. Человек, освоивший тхэккён, может поддерживать вращение тела одновременно по нескольким осям. К примеру, Пак мог вытянуть руку, и каждый палец на этой руке выписывал круг или восьмерку в своем, отличном от других, направлении. Комбинации движений пальцев и ладони напоминали порхающее движение крыльев бабочки, и одно из упражнений "духовного тхэккёна" действительно заключается в том, чтобы, увидев бабочку, следовать за ней рукой, повторяя скорость и траекторию ее движения. Поначалу руки и ноги движутся просто по сложным кругам и восьмеркам, но, чем выше уровень занимающегося, тем больше осей симметрии или моментов движения задействовано одновременно. Каждый сустав движется по сложной спирали, и если кисть руки трепещет и вьется, как порхающая бабочка, то сама рука движется по траектории падающего листа. Мастерство заключается в умении сочетать эти различные движения. Можно уйти от прямого удара, используя движение бедер, можно - при помощи движения колен, можно отклонить корпус, или "закрутить" плечи. А можно использовать все эти движения одновременно. Боюсь показаться излишне восторженным, но это напомнило мне движение жидкого металла, настолько плавно и естественно он "обтек" атаку врага и, не прерываясь, "воткнулся" в него своей рукой. Большое число прыжков, перемещений, частые смены уровня, по словам Пака, присутствуют, конечно, на высоких уровнях духовного тхэккёна, но, в принципе, не очень нужны.

При сочетании движений, базирующихся на различных осях вращения, скорость заметно возрастает, и руки настоящего мастера тхэккёна мелькают так быстро, что их движения сливаются, образуя очертания размытого круга - скорость движения такова, что при всей ее мягкости и плавности кистей и предплечий просто не видно. При этом ноги движутся так же легко и свободно, как руки. Подобная манера движений рождает принцип волны, по которой "скатываются" удары противника, и которая сама по себе дает очень мощный выброс при ударе. Большинство защит строится или на уходах и уклонах, причем принцип волны позволяет провести контратаку на этом же движении, или на опережающих атаках или захвате атакующей конечности. Впрочем, атакующую конечность противника можно поймать и в локтевой или коленный сгиб, или зажать ее, согнувшись, мышцами живота, или прижав бедро к талии.

Принцип непрерывности движения и использования инерции движения противника применяется для создания определенного защитного поля, которое взаимодействует с инерцией удара противника, перехватывая вражеское движение, пропуская его мимо себя или вписываясь во вражескую траекторию. Такой вариант защиты без видимого нападения часто оказывается очень правильным с точки зрения принципиального гашения агрессии. Пак рассказывал, что как-то его остановила группа полупьяных милиционеров, которым он чем-то не понравился. После десяти минут безрезультатных попыток попасть по нему кулаками, ногами и дубинками, они наконец-то оставили его в покое, ибо он не провоцировал агрессию ответными действиями и даже как будто явно от ударов не заслонялся. Чертовщина какая-то! Его бьют - и всё мимо. Милиционеры явно заскучали.


Полагаю, что Пак Сончхоль был отнюдь не единственным человеком, практикующим тхэккён в СНГ. Определенные элементы этой техники прослеживаются, как мы уже упоминали, в шоу дао Александра Медведева, построенном на базе корейской традиции, а также в рукопашном разделе фехтовальной школы чхонмё, которую пытается осваивать автор этой статьи.

Я хочу надеяться, что эта статья - первая попытка всерьез рассказать о тхэккёне по-русски, вызовет у читателей интерес к такой самобытной ветви корейской традиции боевых искусств.

© "Сеульский вестник", 2000-2003
При полном или частичном воспроизведении размещенной здесь информации в Интернете просим давать интерактивную ссылку на заглавную страницу нашего сайта: http://vestnik.tripod.com/

Май-июнь 1998г., Москва


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB